Монумент Жоржу Клемансо

Мы находимся в центре Елисейских Полей, у монумента Жоржу Клемансо. От фигуры изображенного здесь человека исходит какая-то необычайная энергетика. Скульптору удивительным образом удалось передать в металле характер героя, его силу, независимость, целеустремленность, яркую индивидуальность. Кем же был этот человек для Франции и почему именно ему благодарные потомки поставили монумент здесь, на самой знаменитой улице Парижа?
Жорж Клемансо родился в 1841 году на западе Франции в семье потомственных врачей. На мировоззрение мальчика огромное влияние оказал отец, ярый республиканец и скептик. Однажды, в дни революции, когда его брат Поль, бонапартист и романтик, собрался ехать в Париж, чтобы участвовать в подавлении восстания рабочих, он сказал: "Если ты поедешь помогать этим негодяям, я тоже отправлюсь сражаться на стороне парижан. И мы начнем стрелять друг в друга." В итоге братская любовь победила, и оба остались дома. Но семилетний Жорж, присутствовавший при этом разговоре, запомнил его на всю жизнь. Тогда он в первый раз ощутил, что человек, его судьба и его привязанности выше любых абстрактных идей, сколь бы благородными на первый взгляд они ни казались.
Клемансо окончил лицей в Нанте и отправился учиться в столицу на медицинском факультете Сорбонны. Париж полностью захватил его. Он крутит романы, сотрудничает с радикальными газетами и даже умудряется несколько месяцев отсидеть в тюрьме. Разумеется, как это было принято у думающей молодежи в годы Второй империи, он рьяный революционер. Потом Клемансо напишет: "Кто не был в молодые годы социалистом, в старости будет мерзавцем." Защитив диссертацию, двадцати четырехлетний француз решил посмотреть на мир. Путешествие затянулось почти на четыре года. Сначала Жорж побывал на Британских островах, потом в США, где устроился преподавать французский язык и этикет в женском колледже. Дело кончилось женитьбой на одной из учениц. Девушку звали Мэри Плюммер. После возвращения в Париж Клемансо избирают советником, а потом и председателем муниципального собрания, разумеется, от крайних радикалов. Но серьезная политическая карьера Клемансо начинается лишь с 1876 года, когда он проходит в Национальное собрание. Работая в парламенте без перерыва до начала 90-х годов, всегда прямолинейный и меткий на острое словцо, он безжалостно атакует правительство и получает первые прозвища – "Тигр" и "Гробовщик министерств".
В 1917 году он занимает пост премьер-министра. Два года его правления - вплоть до капитуляции немцев в первой Мировой войне - часто называли диктатурой. И он действительно был диктатором в том высоком смысле, когда нация сплачивается вокруг лидера. "Отец Победы" - так назвали "Тигра Франции" в эти дни. Разумеется, такая политическая популярность не могла не породить противников. В феврале 1919 года анархист Эжен Коттэн трижды стрелял в Клемансо. Левые радикалы не могли простить своему былому лидеру победы в войне, усиления государства и не случившейся революции. Покушение закончилось полным провалом – премьер даже не был серьезно ранен. Однако, Клемансо добился полной амнистии для неудачливого террориста. В те дни Франция обожала своего лидера. В стране не было человека, который мог бы соперничать в популярности с Клемансо. Но любовь избирателей – вещь в высшей степени непостоянная. В 1920 году Жорж Клемансо потерпел поражение на президентских выборах и ушел из большой политики. Он говорил о войне: "Война – это серия катастроф, ведущих к победе". И о мире: "Гораздо легче выиграть войну, чем мир". Последнее десятилетие своей жизни Клемансо посвящает долгим путешествиям и написанию книг. Ему - уже за 80, а он едет в Египет и Судан, гостит на юге Африки. Вернувшись, он пишет трактат "Величие и нищета победы", где защищает свою позицию в годы войны. Умер Клемансо в ноябре 1929 года.. Похоронили его за счет республики и Французской Академии. У человека, продиктовавшего Германии условия Версальского мира, бывшего несколько десятков лет депутатом и сенатором, дважды премьер-министром, не нашлось сбережений, чтобы оплатить похороны. Клемансо искренне не интересовали деньги. Его тревожило все что угодно – благо Франции, гибель Германии, собственное остроумие или красота дочерей. Он не разменивал на банкноты свою удачу, свои маленькие радости и свой большой успех. Упорный безбожник, который никогда не сомневался в существовании идеала, был с юности убежден – все то, что имеет значение, добывается только идеальными способами.
Клемансо говорил: "Чести, как и девственности, можно лишиться только один раз."