Эмаузы

Улица "Под Слованы" огибает Слованский пригорок, на котором расположен монастырь Эмаузы с костелом Космы и Дамиана. Раньше на этом месте была священная роща со статуей Мораны – языческой богини смерти, вокруг которой хоронили пражских язычников. В X веке святой Вацлав приказал опрокинуть статую и поблизости на скале за 40 дней построил костел святых Космы и Дамиана.
Костел расположен в левой части монастырского комплекса на склоне скалы, откуда вниз ведет каменная лестница, раньше крытая. По легенде, каждую пятницу в полночь по ней ходит обезглавленный монах, в одной руке неся свою голову, а в другой – мешочек с монетами. Когда-то монах под крышей этой лестницы продал еврею облатку – хлеб для причастия, чтобы тот мог колдовать над ней. Когда об этом стало известно в монастыре, то обоих казнили. С тех пор монаху нет покоя, он ждет встречи с новопосвященным священником, который взял бы у него мешочек с деньгами и взамен дал ему облатку.
В начале XIV века король Карл IV при этом костеле основал монастырь Ордена святого Бенедикта и пригласил в него монахов из Хорватии и других славянских стран, а также даровал монастырю старые славянские рукописи, среди которых и драгоценную книгу Реймского Евангелия.
Когда костел уже не вмещал всех прихожан, король за один год построил новый – храм девы Марии и славянских святых. Архиепископ торжественно освятил его в пасхальный понедельник, когда читается Евангелие о явлении Иисуса Христа ученикам, направляющимся в Эммаус. Поэтому монастырь получил имя Эммаус, по-чешски - Эмаузы.
У монастыря были свои виноградники, король открыл славянскую гимназию, монахи прилежно расписывали фрески, которые считаются одними из самых ценных в центральной Европе. Галерею монастыря украшают 85 настенных готических росписей XIV века на темы Ветхого и Нового Завета.
В XVII веке против воли членов Ордена святого Бенедикта император Фердинанд III привел сюда монахов из Испании. К этому времени относится предание о звонаре монастыря. Когда в монастырь вошла торжественная процессия новых монахов в сопровождении знатных дворян в дорогих одеждах, войска и иностранцев, прихожане печально наблюдали, как их храм с монастырем переходит в чужие руки. "А почему не звонит колокол?" – спросил аббат, шедший во главе процессии. Несколько солдат поспешили на башню, чтобы звонить самим, но веревки у всех колоколов были обрезаны. Старый звонарь сознался, что это сделал он, и один из разъяренных солдат застрелил его.
Испанские монахи владели монастырем два с половиной столетия. О том времени рассказывает такая легенда. Набожность монахов очень не нравилась Дьяволу, и он послал одного из своих приспешников, чтобы соблазнить монахов. Черт устроился в монастырскую кухню поваром и готовил такие лакомые блюда, подавал такое вкусное вино, что монахи постепенно привыкли к изобилию. И вот как-то ночью аббат услышал, как черт-повар разговаривает с другим чертом, навестившим его, чтобы узнать, не созрели ли души монахов для ада. Аббат проклял дьявольских злоумышленников, и те вылетели из монастыря в виде двух черных петухов, а в монастыре началось покаяние и строгий пост.
Еще в первой половине XVIII века на дороге под Эмаузами стоял крест. После проигранной протестантами битвы на Белой горе из Чехии начали выезжать не желавшие отказываться от своей веры протестантские священники. Они твердо верили, что рано или поздно вернутся на родину, поэтому стремились сохранить драгоценности костелов в безопасных местах. Одному из них пришло в голову спрятать их в постамент большого креста под Эмаузами. Но ему не посчастливилось вернуться в Прагу. Крест ветшал, каменный постамент разваливался, и было принято решение разобрать все сооружение. Один из каменщиков во время работы наткнулся на металлический ящик, замурованный в постаменте. Вечером в темноте он погрузил свою находку на тачку и отвез домой. Вскоре каменщик уехал из Праги, купил себе имение и благополучно жил в нем до самой смерти: золотые и серебряные монеты из клада обеспечили ему безбедную жизнь.
Костел и своды монастырского здания пострадали во время Второй мировой войны. Своды были реконструированы, а башни на костеле заменили бетонные крылья с позолоченным острием.