Дом "У Черного орла"

Сегодняшний фешенебельный район Старое Место пражское был когда-то мрачными трущобами, где на огороженной территории жили евреи. С ростом населения в ограниченном пространстве Еврейского города антисанитария и опасность возникновения пожаров достигли таких размеров, что было принято решение о санации – полной перепланировке этого района. На рубеже XIX и XX веков постепенно - дом за домом, улица улицей - исчезало еврейское гетто. От него оставили 6 синагог, ратушу и Старое кладбище.
У выхода из метро "Староместская", на месте дома №6 на углу Капровой и Валентинской улиц, раньше стоял дом "У Черного орла". В конце XVII века с него начался пожар, от которого пострадала большая часть Еврейского города и Старого Места. Пожар этот называют французским, поскольку именно король Франции Людовик XIV, противостоявший роду Габсбургов, был его организатором. За крупное вознаграждение он нанял пленных из императорского войска, чтобы они отправились поджигать Чехию. Сперва наемников было тридцать, затем к ним присоединились последователи, в итоге армия поджигателей насчитывала 150 человек. Некоторые из них ходили ряжеными – в нищенских лохмотьях, в женской одежде, рясах священников.
Поджигатели пришли в Прагу и поселились в трактире на Малой Стране. В Праге тогда было много французов – учителей языка, танцев. Французом был и владелец этого трактира, так что компания не вызывала подозрений.
У каждого поджигателя был назначен свой объект. 21 июня план привели в исполнение - первым подожгли дом "У Чёрного орла". Капрова улица входила в состав христианской Праги, но сразу за ней начинался Еврейский город, и неподалеку от дома "У Черного орла" были одни из ворот в Пражское гетто.
Поскольку погода стояла сухая и жаркая, пламя быстро перекинулось на соседние дома. В то же время возгорания произошли и в других местах Праги. В суматохе погибло много людей. А уж об ущербе городу и говорить не приходится. В одном только Еврейском квартале сгорело 318 домов и все 11 синагог, в Старом Месте - почти четыре сотни домов. Всего же в Праге пострадало 820 строений, среди которых костёлы Святого Духа и Сальватора, Анежский монастырь, костёл Святого Гаштала, Святого Якуба, почти весь купеческий двор Унгельт. Когда некоторые поджигатели были пойманы, заговор открылся. Евреи пражского гетто в той трагедии проявили себя как усердные пожарные - неизвестно, по своей ли воле или по приказу. Куда только ни бежали они тушить огонь со своими кувшинами и ручными насосами! Даже на Градчаны. В условиях, когда дома были деревянными, а крыши крыты шинделем, их расторопность была очень кстати, выгодно отличая жителей гетто от презиравших их христиан.
Во время праздников в Праге, когда вероятность пожаров была особенно высока, еврейские юноши и мужчины всегда дежурили у колодцев со жбанами наготове. Например, при коронации Фридриха Фальцкого в 1619 году к колодцам было поставлено 400 человек. Когда Праге угрожал неприятель, и ядра летели в город, евреи были начеку и бежали туда, где горело.
После пожара 1689 года жители Еврейского города были выселены на Шпиталско, нынешний Карлин, но вскоре император велел отстроить квартал заново, только на этот раз из камня. В 1702 году поселение было готово. Как и раньше, от Старого Места и реки его отделяла стена с калитками.