Церковь Святого Марка Евангелиста

Мы находимся на площади Сан-Марко перед базиликой, заложенной в IV веке в честь святого Марка Евангелиста. Базилика с тех пор не раз перестраивалась и реставрировалась. Однако самые значительные изменения она претерпела, когда папа Павел II Барбо официально передал церковь венецианской общине в Риме. Именно тогда крыша базилики была покрыта свинцовыми пластинами с фамильным гербом папы. Павел II Барбо был родом из Венеции, поэтому на его гербе изображен лев с поднятыми передними лапами. Это художественный намек на крылатого льва Сан-Марко, символ Венеции. Своим нынешним обликом базилика обязана венецианскому послу Николо Сагредо, который заказал проект церкви вместе с портиком ведущему римскому зодчему Карло Фонтана.
В базилике хранится древнейший кантарос – греческая чаша с ручками. Раньше она стояла перед входом в церковь. Из этой чаши мог напиться воды каждый проходящий мимо. На ней высечена надпись, которая была сделана по приказу неизвестного средневекового священника. Она гласит, что вода – это дар божий и тот, кто решит брать деньги за воду из этой чаши, будет навсегда отлучен от церкви. Внутри портика, как и в других средневековых церквях, можно увидеть многочисленные античные обломки и могильные плиты.
В XVI-XVII веках перед базиликой проходили многочисленные народные праздники – например, "пляски для бедных". Это увеселение устраивалось ежегодно в первый день мая. На праздник собирались простолюдины, большей частью молодежь из разных районов города. Рассказывают, что в плясках участвовали карлики, калеки, сумасшедшие старцы, так как праздник был народным и в нем могли принимать участие все без исключения. Зрелище проходило перед обломком статуи, которую до сих пор называют "Мадам Лукрецией". Она входит в число римских "говорящих статуй", среди которых есть еще Пасквин, Марфорий и Бабуин. Они все расположены в историческом центре Рима. Пасквин – недалеко от площади Навона, Марфорий – в Капитолийских музеях, а Бабуин – на одноименной улице, недалеко от площади Испании. Эти статуи служили своего рода афишными тумбами для народных сатирических высказываний по поводу знаменательных для Рима событий.
Сейчас "Мадам Лукрецию" можно увидеть сбоку от входа в базилику, а во времена народных празднеств на площади она находилась прямо перед входом. По случаю плясок статую украшали ожерельем из луковиц, зубчиков чеснока и стручков красного перца. На самом деле "Мадам Лукреция" – это, как предполагают археологи, обломок древнеримской статуи богини Изиды. Культ богини Изиды в Древнем Риме считался мистическим. Статую нашли недалеко от площади на развалинах храма Изиды. По легенде она была подарена Лукреции де Аланья , считавшейся любовницей неаполитанского короля Альфонсо Арагонского. Ее именем и был назван сохранившийся обрубок статуи. К слову, обращение «мадам» в то время было распространено только в Неаполитанском королевстве.
По легенде 52-летний король познакомился с 18-летней Лукрецией из знатного рода Аланья на улице у ее дома. У девушки в руках был цветочный горшок, в котором рос ячмень. В те времена был обычай выращивать ячмень в маленьких горшочках и гадать над ним о том, какого жениха пошлет судьба. Лукреция протянула королю горшок со словами: "Когда я сажала этот ячмень, я думала о Вас. Теперь я жду Вашего подарка". Альфонсо подарил девушке мешочек монет. Но она взяла лишь одну самую маленькую монетку с королевским образом. Так началась их любовь. Лукреция фактически стала королевой Неаполя, но стать ею официально она не могла, потому что король давно был женат. На королевский развод необходимо было разрешение Папы Римского. Лукреция приехала в Рим просить об этом, но папа не посчитал бездетность королевы Марии Кастильской веской причиной и не дал разрешения на расторжение брака. Напрасно Альфонсо и Лукреция ждали смерти законной королевы. Король умер раньше. Легенда рассказывает, что все годы их отношения были только романтическими: Лукреция считала, что иные отношения возможны только в законном браке. Лукреция после смерти Альфонсо Арагонского переехала в Рим и жила недалеко от площади Сан-Марко.