Палестра

Выйдя из гардеробной, мы возвращаемся в спортивный зал, в былые времена поражавший роскошью и богатством. У римлян он назывался «палестра». Интересно, что и сейчас любой спортзал в Италии называют так. Это была огромная площадь с колоннадой, 50 метров в длину и 20 в ширину. Под колоннадой из древнего желтого мрамора можно было заниматься спортом в случае дождя. Пол был богато инкрустирован редкими видами камня, а под колоннами стояли бесценные скульптуры. Одна из них – знаменитый Фарнезский бык, который сейчас находится в Неаполе.
Задача занятий в спортзале – разогреться и вспотеть, чтобы можно было переходить в более горячие залы. Римляне занимались бегом, борьбой, а также упражнениями с гантелями. Кроме того, мозаики свидетельствуют о том, что римляне в термах даже играли в мяч. Это была нечто, похожее на современный волейбол.
Мы стоим в относительной тишине посреди руин палестры. А теперь представьте невероятный шум, который создают две с половиной тысячи человек. Нам поможет в этом римский философ Сенека, которому однажды не повезло поселиться в доме прямо над римскими термами, о чем он жаловался своему другу Луцилию: «Вокруг меня со всех сторон – многоголосый крик: ведь я живу над самыми термами. Вот и вообрази себе все разнообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши. Когда силачи упражняются, выбрасывая вверх руки со свинцовыми гантелями, я слышу их стоны. Когда они задерживают дыханье, выдохи их пронзительны, как свист. Попадется бездельник, довольный самым простым массажем, – я слышу удары ладоней по спине, и звук меняется, когда его бьют плашмя или полой ладонью. А если появятся игроки в мяч и начнут считать броски– тут уж полный конец! Прибавь к этому перебранку, ловлю вора, и еще тех, кому нравится звук собственного голоса в бане. А еще тех, кто с оглушительным плеском плюхается в бассейн. Но у них у всех, по крайней мере, голос звучит естественно. А вспомни про выщипывателя волос, который, чтобы его заметили, пронзительно верещит и умолкает, только когда выщипывает кому-нибудь подмышки, заставляя другого кричать за себя. К тому же есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы сладостями и всякими кушаньями, каждый на свой лад выкликающие товар».