Фригидариум

Хорошо разогревшись и пропотев, римляне переходили в следующий зал – фригидариум. А вновь прибывшие быстро проходили этот холодный зал, и сворачивали направо, в горячие помещения. Правильным считалось после тренировки разогреваться постепенно – сначала в теплом помещении, потом в горячем, потом в сауне, а оттуда возвращаться в прохладную комнату, и, наконец, расслабиться в бассейне, после которого сделать массаж и идти домой.
Так вот, фригидариум соединял все помещения терм и был предназначен для тех, кто уже вышел из горячей сауны и хочет охладиться. Он был прямоугольной формы, не отапливался и служил для холодного купания и восстановления после долгого пребывания в сауне. Без преувеличений, это было одно из самых красивых помещений в Римской империи.Оно было похоже на огромную базилику длиной 58 метров и шириной –24! Пол пестрел всеми видами мрамора, существовавшими в стране. В четырех углах зала видны углубления – там находились огромные ванны с холодной водой. Три крестовых свода потолка опирались на шесть арочных пролетов. Арки, в свою очередь, крепились на колонны из монолитного египетского гранита. Остатки этих колонн все еще можно увидеть в зале, они стоят около стен, и всем своим видом как будто укоряют людей за разрушенное величие.
Стены фригидариума тоже были покрыты ценнейшим мрамором и стеклянной мозаикой. Центральная арка слева от нас была снабжена фонтаном, который теперь находится в Национальном археологическом музее Неаполя.Интересно, что гранитные ванны, которые сейчас украшают Площадь Фарнезе, неподалеку от Кампо деи Фьори, во времена Римской империи стояли здесь, под колоннами фригидария. Здесь же нашли знаменитую статую «Геракл (или Геркулес) Фарнезский», которая сейчас находится в Национальном музее Неаполя. Кстати, Геркулес Фарнезский из терм Каракаллы был копией греческой бронзовой скульптуры Лисиппа, которая не сохранилась до наших дней. Император обожал эту статую и распорядился поставить превосходную копию в самом центре терм.
И все это было сделано императорами для тех, кто никогда не мог наслаждаться подобной роскошью. Термы называли «народными виллами», это богатство было предназначено для обычных людей, чтобы вселить в них гордость, уверить их, что они живут в великом государстве. Можно предположить, что в двадцатом веке эта идея снова реализовалась в Третьем Риме – при строительстве московского метро. Иными словами, термы представляли собой величие и непобедимость Римской Империи, которой оставалось существовать еще 200 с лишним лет.
Сенека в письме к Луцилию описывал богатство римских терм:«В наши дни любой сочтет себя убогим бедняком, если стены вокруг не блистают большими драгоценными кругами, если александрийский мрамор не оттеняет нумидийские наборные плиты, если их не покрывает тщательно положенный и пестрый воск, если кровля не из стекла, если фасийский камень, прежде – редкое украшение в каком-нибудь храме, не обрамляет бассейнов, в которые мы погружаем похудевшее от обильного пота тело, если вода льется не из серебряных кранов…»
Римская империя, завоевавшая к тому времени все Средиземноморье, могла позволить себе и не такое великолепие. Мрамор, гранит, драгоценные камни везли в Рим со всех концов света.
Фригидариум терм Каракаллы вот уже две тысячи лет поражает воображение архитекторов. Мало того, что по его образцу были построены термы Диоклетиана и базилика Максенция в Риме, но в двадцатом веке американские архитекторы построили два знаменитых вокзала: вокзал «ЮнионСтейшн» в Чикаго, и Нью-Йоркский вокзал «Пенсильвания Стейшн», по примеру фридгидариума терм Каракаллы. К сожалению, в 60-е годы вокзал в Нью-Йорке снесли, вызвав огромный общественный скандал. Но зато вокзалу в Чикаго в наше время уже ничего не угрожает. Он знаменит тем, что на его территории снимались сцены из культовых фильмов:например, перестрелка на вокзале из фильма «Неприкасаемые» 1987 года с Шоном Коннери, Робертом Де Ниро и Кевином Костнером.
Вернемся в термы Каракаллы. Свернув направо, по главному проходу римляне попадали в тепидариум – теплое помещение для постепенного разогрева. Из него был проход в калидариум – круглый горячий зал, шедевр римской архитектуры.А оттуда в сауны, которые назывались лаконикум. Их мы посмотрим, когда выйдем из терм в сад. Из-за того, что горячие помещения были оборудованы подземными печами, сегодня на пути, по которому древний римлянин спокойно шел в калидариум, у современного посетителя есть риск свалиться в подземелье. Так что эту часть терм можно посмотреть, только заглядывая снаружи.
Сквозь колонны слева, со стороны входа и раздевалок, виднелся бассейн под открытым небом, который римляне называли Натацио. Он был такого же размера, как и фригидариум. Несмотря на разрушения, он до сих пор впечатляет своими пропорциями. Вода выливалась с одной стороны и утекала в другую. Бассейн был неглубоким, потому что был сделан не для плавания, а для отдыха после горячих терм.