Акведук

Сейчас мы смотрим на самую верхнюю точку сада, в котором располагаются термы. Логично, что с этой стороны в термы поступала вода. Римляне считали, что вода, как в природе, должна литься сверху вниз. Именно здесь заканчивался Антонианский акведук, ответвление от акведука Марция, построенное Каракаллой специально для того, чтобы снабжать термы водой. Акведук питал колоссальные резервуары, которые вмещали в себя почти 80 тысяч литров воды. Использованная вода утекала из терм по огромной десятиметровой подземной трубе.
Конечно, такое масштабное публичное здание нуждалось в уходе. Императоры Аврелиан, Диоклетиан и Феодосий серьезно реставрировали термы, благодаря чему они пережили Римскую империю на 57 лет. В 480 году умер Юлий Непот — последний римский император. А через 57 лет случилась страшная для Рима война с готами. Варвары сломали акведуки и оставили Рим без воды.Готов прогнали, акведук починили, но термы перестали функционировать. 537 год стал годом их смерти.
В VI-VII веках центральная часть знаменитых терм Каракаллы превратилась в ксенодохий – временный приют для пилигримов, бедных и больных. Некоторые из них, пришедшие на время, оставались здесь навсегда: окружающая площадь и бывший райский сад использовался как кладбище, которое, впрочем, тоже было заброшено к XIII веку.
В новом, христианском, нищем Риме о термах постепенно забыли. Весь этот район, находящийся далеко от реки и от нового центра города, забросили, и постепенно термы окружило огромное болото. Потомки римлян забыли даже назначение этих руин. Чаше всего их по ошибке называли «Дворец Антонина». Забавно, что соседняя церковь, построенная в конце XVI века архитектором Джакомоделла Порта, долго называлась именно из-за этого заблуждения церковью Святого Чезарио во Дворце, пока ее не переименовали в Чезарио на Аппийской дороге.
Но, конечно же, в Риме такой огромный участок земли не мог долго оставаться без хозяина. Со временем он стал одним из римских виноградников, поделенный между соседними монастырями и знатными римскими семьями. А когда началось грандиозное строительство во времена возрождения, термы превратились в огромный неисчерпаемый источник строительных материалов. Для новых дворцов и соборов со здания снимали ценный мрамор, металл, колонны, своды. Теперь мы восхищаемся Пизанским собором и Римской базиликой Санта-Мария-ин-Трастевере, каркас которых был практически полностью взят из терм Каракаллы, в то время как от самих терм остался только скелет. Но по тем временам это было очень разумно: зачем нужны мраморные руины, если из них можно построить великолепный собор? В общем-то, и древние римляне выступали в первую очередь за практичность, а римляне времен Ренессанса еще были не готовы ценить культурные достопримечательности, разве только если они украшали их дом или городскую площадь.
С XVI века в термах начались раскопки под руководством римского папы Павла III, который происходил из богатой римской семьи Фарнезе. В середине века понтифик Фарнезе начал строить в центре Рима свой дворец. В строительстве участвовал Микеланджело, и теперь этот дворец считается одним из лучших образцов стиля Ренессанс. Уже больше ста лет в нем находится посольство Франции. Cемья Фарнезе, которой принадлежали термы Каракаллы, долго использовала руины как личную каменоломню и источник мрамора, а также для пополнения своей несравненной коллекции скульптур. Статуи из коллекции Фарнезе продавались их потомками в лучшие коллекции Европы. Часть скульптур семья увезла в Неаполь, часть подарила или продала Ватикану.Только в конце XIX века начались первые археологические раскопки с научными целями, а в XX веке были раскопаны некоторые подземные помещения терм.