Памятник Остапу Бендеру

В начале Итальянской улицы, чуть дальше от набережной канала Грибоедова, можно увидеть необычный памятник. Он посвящён главному герою знаменитых романов "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". Романы были написаны двумя писателями из Одессы - Ильфом и Петровым. Они увидели свет на заре советской эпохи, и авторам великолепно удалось передать колорит того времени. Главный герой по имени Остап Бендер - отъявленный авантюрист и мошенник. Однако он сразу же полюбился советским читателям. Возможно, всё дело в его неуёмной энергии, вечном оптимизме, чувстве юмора и богатом воображении.
Памятник изображает Остапа таким же, каким описали его авторы: "Молодой человек лет двадцати восьми, в зеленом костюме и лаковых штиблетах с немалой гордостью носил незаслуженную им капитанскую фуражку. Если к этой яркой и выразительной картине добавить еще римский профиль бронзового от загара лица, то станет ясным, почему г-на Бендера так любили некоторые женщины, в том числе вдовы и советские служащие".
Образ дополняет неизменный шарф. Под мышкой у героя — папка с компроматом на подпольного миллионера Корейко. В романе "Золотой телёнок" именно этот делец стал целью Остапа. Бендер разработал целую операцию по "отъёму денег" у миллионера.
Рукой великий комбинатор опирается на стул. Это - отсылка к "Двенадцати стульям". По сюжету романа, Остап охотится за сокровищами, которые спрятаны под обшивкой одного из стульев гостиного гарнитура. К несчастью, стулья были проданы с аукциона по отдельности. Неунывающий Бендер один за другим находит стулья и вскрывает обшивку. Для этого ему приходится преодолевать тысячу препятствий и совершать незаурядные действия.
Вы спросите: как связан Бендер с Петербургом, а тем более с Итальянской улицей? Действия обоих романов происходят вдали от города на Неве. Остап Бендер по сюжету никогда не добирался до него. Дело в том, что некогда на этом месте работал ресторан "Золотой Остап", а памятник установили у входа для привлечения посетителей. Ресторана давно уже нет, а Остап так и остался на своём посту. Многие петербуржцы были против появления подобного памятника в исторической части города, считая это китчем. Другие, наоборот, радовались новой достопримечательности.
Есть исследователи, которые утверждают, что Остап Бендер всё-таки имеет к Петербургу отношение, хоть и не очень большое. Авторы романов, Ильф и Петров, часто приезжали на берега Невы по литературным делам. А кроме того, считается, что прототипом персонажа был друг авторов - некий Осип Шор. Он жил в Одессе, однако судьба связала его и с Петербургом. В свое время Шор поступил в Петербургский Технологический институт. Молодой человек не смог окончить его, так как грянула революция, а затем – гражданская война. Шору пришлось вернуться в Одессу. Ситуация в стране была настолько непростой, что возвращение заняло почти два года. Деньги обесценивались ежедневно, а власть в регионах менялась чуть ли не ежечасно. Поезда не ходили, повсеместно орудовали банды преступников. Шору пришлось пережить немало приключений по дороге домой. Он подрабатывал художником на пароходе, был пожарным инспектором и даже женился на одной толстушке по расчёту, что помогло ему пережить трудные времена. Однажды Шору пришлось устроить шахматный турнир, чтобы заработать немного денег. При этом играть в шахматы хитрец не умел. Эти-то приключения своего друга Ильф и Петров и положили в основу романов "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". Спустя годы Шор снова оказался в Петербурге. Тогда город уже стал называться Ленинградом. Сюда Шор бежал и долго скрывался от слежки НКВД. Преследования начались после драки, затеянной с представителями органов. Так Шор защищал своего друга, которого пришли забирать на допрос. Несмотря на бурную жизнь, Осип Шор пережил и время репрессий, и Великую Отечественную войну. Умер он в конце 70-х годов, через полвека после выхода романа Ильфа и Петрова. Он намного пережил обоих авторов.
Нос бронзового Остапа натёрт до блеска. Среди горожан бытует такая примета: если подержаться за нос Великого Комбинатора, можно приманить удачу в делах, особенно авантюрных. А если ещё и присесть на стул с сокровищами, то успех гарантирован.