Ворота Милостыни

Ворота, перед которыми Вы находитесь — главная романская достопримечательность Валенсии. Романским называют архитектурный стиль, распространенный в Западной Европе в XI-XII веках, то есть до возникновения готики.
Название ворот происходит от располагавшейся здесь средневековой благотворительной организации "Ла Альмойна", что переводится с валенсийского как «милостыня». Она занималась раздачей еды и сбором средств для неимущих.
Датой строительства ворот считается 1270 год, но есть версия, что они были проделаны еще раньше, в старой мечети, чтобы придать мусульманскому храму христианский вид. Эта теория объясняет, по крайней мере, откуда на готическом храме взялась дверь в романском стиле, уже тогда считавшимся устаревшим. Как бы то ни было, это - старейшие ворота собора. Обратите внимание на идеально полукруглую арку, одну из характерных черт романского стиля, а также на изображения 14 голов на карнизе над аркой. Ученые утверждают, что это, скорее всего, портреты меценатов, пожертвовавшим деньги на строительство собора. Но в народе считается, что это скульптурные портреты первых христианских жителей Валенсии, заселивших ее после завоевания города королем Хайме I.
Как гласит легенда, перед осадой города он решил мотивировать своих солдат сражаться храбро и отчаянно. «Первые три человека, которые войдут в город, — сказал Хайме, — получат земли и деньги, а также невест из своих родных деревень, и станут новыми, христианскими жителями Валенсии». Первыми в город вошли солдаты из Лериды, и верный своему слову король велел привезти оттуда девушек. В эйфории от победы он пообещал быть посажёным отцом на семи свадьбах, наградив таким образом еще четырех храбрецов из своего войска. Но представления об идеальных парах у короля были своеобразные: он не спросил мнения ни у невест (что по тем временам было нормально), ни у женихов (что было уже немного странно). Самых красивых девушек он отдал за наименее привлекательных вояк, выделив им худшие земли. Вероятно, Хайме посчитал, что жена-красавица — уже сама по себе подарок. Ну а самым симпатичным солдатам достались наименее хорошенькие девушки. Зато в приданое они получили лучшие земли — наверное, в качестве компенсации. Спустя несколько лет король поинтересовался у слуги, как поживают его «крестники». И был удивлен, услышав, что в семьях нет недостатка в наследниках, но кажется, никто из них не счастлив. Монарх решил лично проверить, насколько это правда. Он приказал поставить в соборе усыпанную драгоценными камнями серебряную лампу, и сказал, что тот из семи пар, кто чувствует себя счастливым, может забрать ее. Лампа простояла в соборе долгие годы — даже соблазн получить драгоценную вещь не превысил страх лжи в храме.
На карнизе ворот увековечены не только лица этих 7 пар, но и их имена. Если надписи между мужской (слева) и женской (справа) головами расшифрованы верно, то это были, слева направо: Педро и Мария, Гильермо и Бартоломеа, Рамон и Дольца, Бертран и Беренгела, Доминго и Рамона, Франсиско и Рамона, Бернардо и Флорета.
С этими воротами связаны еще несколько легенд. Обратите внимание на глубокие царапины на камне справа от двери: говорят, это следы мечей рыцарей, которые перед военными походами ударяли по камню, как бы прося прощения у бога за будущие смерти от их рук. Согласно другой версии, это следы самого дьявола, который однажды ночью хотел было войти в храм, чтобы осквернить его, но не смог переступить порог этой двери. В гневе он ударил когтями по камню, оставив глубокие зазубрины. Версия ученых, как всегда, звучит намного прозаичнее и говорит о том, что это следы инструментов каменщиков, поставлявших материал для строительства собора.
Напоследок посмотрите вверх и направо: на этом углу фасада размещается любопытная горгулья в виде женщины, поддерживающей двумя руками свою огромную грудь. Она символизирует грех похоти и предостерегает от него верующих.