Мы находимся на улице Университетской – Панепистимиу, известной также как Элефтериу Венизелу. Это, бесспорно, одна из красивейших улиц города.
“Илион Мелафрон", "Дворец Илиона” – такое название для своей афинской резиденции мог придумать только сам Генрих Шлиман, один из самых известных в мире археологов и искателей приключений.
"Он увеличил нашу историю на тысячу лет", – говорят о нем с уважением греки. Действительно, откопав Трою, Микены и Орхомен, Шлиман доказал, что сочинения Гомера не просто мифы, они основаны на реальных событиях. До этого историю Греции отсчитывали с VIII века до нашей эры. Немецкий археолог обнаружил артефакты гораздо более древнего происхождения.
Ныне во “Дворце Илион” расположился богатый нумизматический музей. Автором здания считается немец Эрнест Циллер, но известно, что заказчик настолько активно вмешивался в создание проекта, что их обоих можно считать соавторами. В 1870 году Циллер предложил построить здание в стиле итальянского возрождения, дополненного элементами неоклассицизма. Но хозяин желал видеть больше греческого, и проект пришлось переделывать.
В интерьере можно увидеть рисунки, скопированные как раз с тех артефактов, которые были найдены во время раскопок Шлимана. Каждая комната украшена текстом из античных первоисточников, соответственно оформлению помещения и его предназначению.
На изящном просторном балконе с узорчатым потолком, Шлиман и его вторая жена, гречанка София, любили пить утренний кофе. Первая жена знаменитого археолога по имени Екатерина, была русской. Шлиман прожил в России много лет, сколотил там состояние, занимаясь торговлей, и даже получил русское гражданство, но вскоре после этого покинул Россию, жену и детей, объявив, что никогда не вернется.
Особого внимания заслуживает бронзовая решетка особняка с многочисленными свастиками в орнаменте. Стоит упомянуть, что этот знак по-гречески называется “гаммадион”. Он был широко распространен с Крито-Микенских времен, то есть с III тысячелетия до нашей эры. Многочисленные находки Шлимана с этим изображением относятся к этому периоду, и знаменитый археолог захотел видеть гаммадион в качестве части декора своего “Дворца Илиона”.
Другой интересный элемент бронзовой решетки – изображение Сфиги – сфинкса женского пола. Большинство ужасных существ мифологии Греции, почему то именно женского пола: Сцилла и Харибда, Медуза Горгона, Химера, Ехидна, Гидра и так далее. Первоначально несущие страх и беды, постепенно они превращались в сознании древних эллинов в положительных существ.
Так Сфига, изображенная на решетке бронзового забора вокруг особняка Генриха Шлимана, это не что иное, как символ мудрости. Именно Сфига при входе в Фивы задавала путникам загадку, в случае неправильного ответа убивая их сжатием крепких объятий. Что собственно и означает ее имя: “сфиго” по-гречески – сжимать. Эдип из знаменитого мифа разгадал загадку, чем сразил Сфигу наповал. За это фиванцы угодили ему вакантной на тот момент должностью царя. А чудовище, удушающее в жарких объятьях путников, постепенно превратилось в символ мудрости. Не даром архитекторы Шлимана поместили Сфигу рядом с гаммадионом – символом благополучия.