Академия, Библиотека, Университет

Ровно на полпути от главной афинской площади Синтагма до второй центральной площади, которая называется Омония - Единство, мы видим три архитектурных шедевра, которые принято называть Неоклассической Трилогией. Многие, рассматривая Афины на картинках, полагают, что это и есть сам Акрополь. На самом деле это - построенные в XIX веке Академия, Национальная Библиотека и Университет. Они находятся рядом со станцией метро – Панепистимиу, что в переводе означает «Университетская», и на одноименной улице, которая имеет также второе название Элефтериу Венизелу.
Первый в новой Греции университет – символ знаний, науки и культуры, должен был располагаться неподалеку от Королевского Дворца. Заказ на создание проекта получил Христиан Хансен, датский архитектор. А 2 июля 1839 года король Оттон заложил символический первый камень будущего строения.
Пространство перед Трилогией радует глаз реалистичными скульптурами. Тут мы можем увидеть афинских философов Сократа и Платона, присевших у входа в Академию. Стоящие ближе к зданию университета – просветитель Ригас Фереос и замученный турками патриарх Константинопольский Григорий V. Восседающие чуть поодаль от вуза: политики Адомантис Кораи и Иоаннис Каподистрия – первый президент Греции, бывший глава МИДа Российской империи. Именно его именем назван Афинский Национальный Университет. Здание идеально подходит под энциклопедическое определение неоклассического стиля – "художественные явления последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма". Пропорции украшенного колоннами входа позаимствованы у храма богини Ники в Акрополе. Христиан Хансен, автор проекта здания Университета, собственноручно снимал размеры с оригинала. Росписи внутренних стен массивного цоколя Университета принадлежат художнику Эдварду Лебинскому. В центре композиции – сам король Оттон в окружении муз, покровительниц наук и искусств. По флангам – сцены из мифологической истории Эллады, от передачи людям огня Прометеем до прихода в Афины Апостола Павла.
В это здание вуз переехал в 1841 году. Сложно себе представить, но тогда оно возвышалось на зеленом холме в одиночестве. В настоящее время основная часть столичного университета располагается на краю города – в районе Зографу. А этот корпус стал туристической достопримечательностью.
Братья Теофил и Христиан Хансены – выпускники Копенгагенской Королевской Академии Изящных Искусств, оставили заметный след, как в греческой, так и в мировой архитектуре XIX века. Авторству Теофила принадлежит находящейся рядом с Университетом храм Академии. Проект настолько воодушевил главного спонсора Синоса Сину, венского банкира греческого происхождения, что он заказал Хансену сделать проект здания Австрийского парламента. Христиан, старший брат, не так много работал в Греции, как Теофил. Из заметных строений его произведением является, кроме Университета, англиканская церковь Святого Павла на улице Филэллинон. Зато у себя на родине в Дании и в остальной Европе Христиан оставил богатое наследие.
Национальная Библиотека и Афинская Академия скопированы Христианом Хансеном с древних храмов, и воплощают каноны греческой классической архитектуры. Кстати на этих постройках можно увидеть скульптурное оформление, недостающее древним оригиналам, так как большая его часть была расхищена в ходе истории различными ловкими на руку "просвещенными европейцами". Мы не увидим этого на Парфеноне, а вот на здании Академии можно различить украшенные античным мрамором красочные детали, а также увидеть парящие статуи Афины и Аполлона.
Скульптурные композиции исполнил местный мастер Леонидас Дросис. Центральная сцена над входом представляет собой творческое переосмысление аналогичной, имевшейся на главном храме Акрополя – рождение Афины.
К колоннам, стенам и скульптурам Академии и Национальной Библиотеки можно подходить близко, чтобы различить тонкие детали и даже потрогать. Чего не сделаешь в Акрополе.
Для Национальной Библиотеки Хансен выбрал строгий дорический стиль. Исключением стало лишь оформление отдельных колонн и входной лестницы, где мы видим явное присутствие стиля Ренессанс.
Рядом с Библиотекой имеются памятники Панагису Валианосу, известному благотворителю, и английскому политику Гладстону, работы скульптора Йоргоса Витали. Гладстон в 1875 году на мирной конференции в Берлине помог Греции официально присоединить ранее контролировавшиеся турками территории ныне центральной части страны – Арту и Фессалию.
Продвигаясь от Университета в сторону центральной афинской площади Синтагма, идя по той же стороне улицы Панепистимиу, где мы оставили Академию, можем увидеть замечательное здание Глазной Клиники. Автор строения греческий архитектор Лисандрос Кавтантзоглу решил украсить Афины нетипичным для этого города византийским стилем.
Отношение к византийскому наследию, кстати, было концептуальным разногласием между архитекторами греческого происхождения и иностранными зодчими. Последние за редким исключением почему-то отказывались признавать достоинства византийской архитектуры. Благодаря городскому плану 1834 года, составленному немцом Шаубертом, в новой столице Греции десятки византийских храмов и часовен были снесены. А только для постройки неоклассического здания Кафедрального собора, или Метрополии, разобраны на кирпичи 72 византийские церквушки.
Поэтому появление византийской Глазной Клиники - Офальмоятрио стало вызовом. Забавно, что активные строительные работы подняли в воздух горы пыли и песка, что стало причиной роста количества глазных болезней. Возведение специальной лечебницы датируется серединой XIX века.