Парк и дворец Заппейон

Евангелос Заппас, в честь которого назван парк и дворец “Заппейон”, был революционером во время восстания эллинов против турецкого владычества, потом он успел разбогатеть и превратиться в щедрого благотворителя. После смерти Евангелоса в 1892 году, его дело продолжил троюродный брат Константинос Заппас.
Возрождение современных Олимпийских Игр тесно связано с именем дипломата, председателя Союза Атлетических Обществ Франции, масона Пьера Де Кубертена. А ведь его затея никогда бы не воплотилась в реальность, если бы не была финансово, организационно и идейно поддержана греком по имени Евангелос Заппас.
Дворец, пышности которого позавидуют королевские палаты, есть не что иное, как актовый зал для Олимпиады. Здесь планировали поместить руководство Олимпиады, которая, как задумывали греки, всегда будет проводиться в Афинах. Вместе со стадионом дворец составлял законченный комплекс для первых Игр, прошедших в 1896 году, и для вторых – 1906 года.
Архитектор Теофил Хансен и здесь не ударил в грязь лицом, возведя для столицы Греции еще один неоклассический шедевр. Заказчик был настолько воодушевлен и растроган получившимся результатом, что завещал после смерти у входа во дворец захоронить свою голову. Что и было сделано в постаменте статуи Евангелоса Заппаса.
Теперь дворец принимает различные выставки, пресс-конференции, симпозиумы. Именно в нем был подписан документ о вступлении Греции в Европейское Экономическое Сообщество в 1981 году. Во время председательства Греции Дворец Заппион становится центральным офисом ЕвроСоюза. Кроме того, именно в этом неоклассическом антураже традиционно устраивает пресс-конференцию председатель победившей на выборах в парламент партии, будущий глава правительства.
В самом парке можно полюбоваться многочисленными скульптурами, в том числе массивным монументом Иоаннису Варвакису, интереснейшей исторической фигуре рубежа XVIII-XIX веков. Пират, затем корсар на службе Российской Империи, за заслуги в войне с турками получил дворянское звание, а в придачу – право на торговлю черной икрой. Именно Варвакис познакомил Европу с этим деликатесом. Заработанное богатство он тратил на помощь повстанцам и благотворительность. Именем Иоанниса Варвакиса назван центральный рынок в Афинах, а его благотворительный фонд существует до сих пор.
Парк Заппейон плавно переходит в Национальный, или Королевский, парк. Разбить здесь сад задумала первая королева Греции – Амалия. Для этого были приглашены ведущие садовники Европы, а растения доставляли с помощью кораблей военно-морского флота. Сейчас в парке - около 7 тысячи деревьев 519 различных видов. А так же небольшой живой уголок.
После того, как сад лишился королевского надзора и перешел под управление государства, он стал постепенно чахнуть, однако, до сих пор представляет собой одно из замечательнейших зеленых мест в Афинах. В некоторых его укромных уголках можно встретить античные руины, которые способствуют созданию романтической атмосферы.
Интересно, что улица Ирода Аттика прижимается к этим двум паркам. Ритор и философ очень любил собирать друзей и учеников в загородных садах на виллах в Аркадии, на горе Парнон. Восторженные и поэтические симпозиумы, так называемые Клепсидрии, давали возможность поэтам и просто романтическим натурам получать и излучать потоки вдохновения, творить и импровизировать. Все это привело к рождению и популяризации жанра буколиков, – стихотворений на сельскую тему, где Аркадия превращается в волшебную страну-сад, полную любви. После этого по всему миру пошла мода называть парки греческим словом “Аркадия”.
Клепсидрией же окрестили забаву, придуманную Иродом Аттиком: подняв кратер с вином, очередной оратор выпивал его, а затем произносил речь, подражая какому-либо древнему автору. Время выступления отмеряли водяными часами, которые и называются Клепсидра. По аналогии прозвали и сам кружок из 10 - 12 ближайших учеников деятеля.