Историческое здание неоклассического стиля на площади Конституции - это гостиница "Великая Британия". В середине XIX века, после образования нового государства в Афины устремился поток нарождающейся аристократии: богачи из греческой диаспоры, местные землевладельцы, влиятельные полевые командиры недавнего восстания против турецкого владычества. Афинам срочно нужны были гостиницы самого высокого уровня. Первой стала “Великая Британия”, гостями которой в разные годы были Черчилль, Гитлер, Элизабет Тэйлор, Софи Лорен, Мария Каллас, Брюс Спрингстин, Бриджит Бордо, Стинг, Шон Коннери, Дэвид Боуи, Фрэнсис Форда Коппола, Хосе Карерас, и другие знаменитости.
Архитектором шикарного отеля стал датчанин Теофил Хансен. Он проектировал рядом с Дворцом Короля особняк Адониса Димитриоса, предпринимателя греческого происхождения из Триеста. Соединив неоклассику с элементами Возрождения, Теофил получил довольно эклектичный стиль. Гостиницей особняк стал в 1873 году. Здание неоднократно, порой кардинально, перестраивалось. А последний ремонт, на который было затрачено 82 миллиона евро, длился весь 2003 год.
Первоначально Адонис Димитриос заказывал трехэтажный особняк. Желание это Хансен воплотил, усилив строение двумя выдающимися флангами. Приглядевшись с противоположной стороны площади, вы увидите, что здание несет о них лишь смутное воспоминание. Своим детям Константину и Елене богач обещал по отдельному этажу, а нижний он намеревался использовать в качестве конторы. Проект не только был одобрен королем Оттоном, но привел монарха в такой восторг, что тут же был издан указ: остальные здания по периметру Дворцовой площади возводить в подражание особняку Димитриоса.
Превращение в гостиницу связано отчасти с Россией. В 1862 году первый король, немец Оттон был изгнан греками и новым государем стал соотечественник архитектора Хансена – Георг, принц Датский. В 17 лет он женился на русской княгине Ольге Константиновне Романовой, которая была на год его моложе. Из Санкт-Петербурга, где состоялось венчание, в свите супругов прибыл в Афины одиннадцатилетний грек Стафис Лампсас. Родители его уже давно иммигрировали в Россию, обрели достаток, обзавелись детьми и оказались приближены к княжескому роду Романовых. Заметив склонность юноши к кулинарному делу, Стафиса отправили учиться в Париж, в самое знаменитое на то время заведение, где готовили лучших шеф-поваров и организаторов приемов. В 22 года Лампсасу доверено было возглавить кухню одного из ведущих в мире банкиров – Арманда Оппенгеймера. Заработав достаточно денег и женившись, Стафис вернулся в Афины, лелея мечту открыть шикарную гостиницу на главной площади страны. Здание бывшего особняка рядом с Королевским Дворцом сразу приглянулось энергичному и амбициозному молодому человеку. Взяв кредит, совместно с предпринимателем Саввой Кендросом, Стафис Лампсас приступил к реализации своей мечты.
Получив в итоге английское название во французском произношении, то есть “Гран Британь”, по-гречески: “Мегали Вретания”, отель оказался первым в Афинах зданием, которое было полностью электрифицировано. С тех пор все высокопоставленные гости Греции останавливаются только здесь. Несмотря на высокую цену номеров, коммерческому успеху сопутствовали наплывы первостепенных постояльцев во время двух Олимпиад – 1896 и 1906 годов, которые проходили на расположенном неподалеку Беломраморном стадионе. Тогда же пригодился и актовый зал отеля, в котором по нынешний день проходят различные торжественные мероприятия и дипломатические приемы, презентации и светские рауты.
Меняя владельцев и неизменно процветая, гостиница часто перестраивалась, оставаясь самой шикарной в Греции. Частенько ее кабинеты использовали в качестве временных резиденций политические деятели.
После нападения на Грецию итальянских фашистов в октябре 1940 года и вступления страны во Вторую Мировую войну, отель был отдан под Генштаб, о чем говорит памятная доска, расположенная в холле. К концу апреля 1941 года, совместными усилиями Германии, Италии и Болгарии, Эллада оказалась в оккупации. Во время своего визита в покоренную Грецию, к античному прошлому которой он питал симпатии, в гостинице останавливался Адольф Гитлер. В июне 1941 года уединившись в номере с генерал-лейтенантом Роммелем, фюрер выслушивал доклад “лиса пустыни” об успешных действиях Вермахта по спасению итальянских войск в Северной Африке. С 1941 по 1944 годы отель играл роль правительственного здания, где размещался Кабинет Министров коллаборационистов, а после их отстранения – оккупационная администрация. С отступлением немецкой армии из Греции гостиница принимала временные власти. В декабре 1944 года коммунистические повстанцы, воспользовавшись тем, что подразделения регулярных войск по-прежнему находились на линии фронта, предприняли попытку насильственным образом захватить власть в Греции. Им удалось взять под контроль большую часть столицы, где тут же за свое кровавое дело принялись беспощадные революционные суды. В это время отель оставался в руках законной администрации и, отчаявшись к нему пробиться, коммунисты решили взорвать строение через систему подземных коммуникаций. К счастью для здания, безуспешно. Такая же провальная попытка была предпринята ими и во время визита в Афины Уинстона Черчилля, который также останавливался в “Великой Британии”.
Современный отель манит посетителей кафе и рестораном на верхних этажах, откуда открывается впечатляющий вид как на Акрополь, так и на почетную смену караула у Могилы Неизвестного Солдата, расположенной перед парламентом.
Кстати, кухня отеля сохранила традиционно высокий уровень, на которую поднял ее еще первый владелец – Стафис Лампсас.