Величественное здание конца XIX века на улице Ноу-де-ла-Рамбла, украшенное изощренной ковкой по металлу – это Дворец Гуэля. Ранняя работа гения каталонской архитектуры Антонио Гауди была создана по заказу почитателя его таланта и главного спонсора его проектов, промышленника Эусеби Гуэля. Гуэль обратил внимание на проекты молодого архитектора на Парижской выставке, после чего они стали довольно близкими друзьями.
Как можно заметить, площадка для постройки дворца совсем невелика – раньше на ней располагалась маслобойня. Заказчик Гуэль хотел обзавестись особняком именно здесь, потому что рядом с этим местом стоял дом его родителей. Семейство Гуэль обожало музыку. При работе над проектом необходимо было учитывать маленькую площадь и продумать звукоизоляции в помещениях.
Идея Гауди оказалась оригинальной: он решил сделать центром здания орган, также созданный по его проекту. Музыкальная гостиная стала сердцем дворца, высокий сводчатый потолок с изображением звездного неба, поднятый на три этажа, придал ей сходство с алтарем готического храма. Вокруг этого "стержня" разместились все прочие жилые комнаты. Гуэль не жалел денег на проект и не глядя подписывал все чеки на расходы, подаваемые Гауди. Дворец, полностью воплотивший замыслы архитектора, возведен из самых дорогих и высококачественных материалов. Отделанный мрамором фасад напоминает о венецианских палаццо, а поражающие воображение кованые решетки с инициалами Гуэля на арках ворот похожи на фантастический сад с гигантскими змеями по краям и фигурой орла по центру. Через эти ворота конные экипажи и повозки следовали в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи. Мебель в жилых помещениях также была изготовлена для дворца по специальному заказу, а потолки украшены драгоценными камнями.
Обратите внимание на дымоходы на крыше дворца Гуэля, очертаниями напоминающие фантастические фигуры. Это - один из любимых приемов Гауди. Гений почитал природу и утверждал, что она уже создала все нужные формы, а людям остается только им следовать. Поэтому в своих работах архитектор пытался воссоздать нечто, скорее похожее на кусочек дивного сада, чем на строгие здания с обилием прямых линий и острых углов. Для декорирования Гауди часто использовал материалы со стройки – он не любил ничего выкидывать, и старался всему найти применение. Так рождались знаменитые мозаики, которыми украшены дымовые трубы на крыше здания.
Говорят, что в первый день по окончании строительных работ мимо величественного сооружения проходил неизвестный. Увидев дворец, он воскликнул: "Какое удивительное и необычное здание!" Услышав такое, Гуэль произнес: "Теперь мне он нравится больше." В то время дворец Гуэля был самым необычным архитектурным творением в городе, а журналисты сравнивали его строительство с возведением Вавилонской башни.
В 1984 году дворец Гуэль внесли в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.