Главный вход в Храм Святого Семейства

Идея храма Саграда Фамилия принадлежала книготорговцу Жузэпу Бoкабейя. Однажды, в монастыре на горе Монтсеррат, он беседовал с молодым священником, который рассказал о своей мечте - построить церковь для бедных, посвященную Святому Семейству - Деве Марии, Иосифу и Иисусу Христу. Бoкабейя, вернувшись в Барселону, начал активные поиски тех, кто был способен воплотить проект в жизнь.
Идею поддержала Ассоциация почитателей Святого Иосифа. Эта организация давно хотела построить скромный храм, который бы символизировал превосходство традиционных, вечных ценностей над новыми "богами", такими, как индустриализация и капитал. Церковь решено было назвать "Искупительный Храм Святого Семейства". Средств у Ассоциации было немного, поэтому землю для церкви купили самую дешевую - отдаленный пустырь, на котором раньше паслись коровы. Деньги на само строительство решено было получать от пожертвований, за счет которых храм строится и по сей день.
Первоначально строительство возглавил архитектор Франциско Вияр. Он представил проект храма в строгом готическом стиле. Проработав всего пару лет, он уволился из-за разногласий с заказчиками. Вияр успел возвести часть апсиды – внешний полукруглый выступа здания, и сводчатое помещение под ним - крипту.
На место Вияра был приглашен один из его бывших учеников, ставший модным к тому времени архитектор Антонио Гауди, которому было всего 31 год. Говорят, что Бoкабейя согласился работать с Гауди из-за цвета его глаз, сказав, что только человек с голубыми глазами может построить этот храм. Гауди закончил возведение крипты и апсиды по первоначальному плану, но работать дальше в этом строгом стиле не захотел - стало скучно. В это же время было получено внушительное анонимное пожертвование, благодаря которому архитектор кардинально поменял проект и начал воплощать собственный грандиозный план.
Гауди не стало через 45 лет после начала строительства Саграды. К этому моменту возвели только один из трех фасадов – фасад Рождества, а большая часть храма существовала только в макетах. Ученики и друзья Гауди, работавшие вместе с ним над проектом, взялись достроить храм. Среди них были известные в то время каталонские архитекторы Франциск Беренгер, Хосе Мария Жужоль, и еще 10 талантливых художников и скульпторов, которые на протяжении 90 лет помогали в строительстве храма.
Второй фасад – фасад Страстей, возводился с большим трудом. Сначала помешала гражданская война, которая шла в Испании в 1930-х годах: революционеры подожгли лабораторию Гауди, где хранились все его чертежи. Они хотели взорвать и колонны собора, но те оказались удобными стратегическим местом для пулеметов. Только по уцелевшим фотографиям и старым наброскам через несколько лет удалось воссоздать примерный макет фасада.
После окончания войны, из-за отсутствия финансирования, стройка прекратилась почти на 30 лет. В то время вокруг было всего несколько сельских домов, а недостроенный храм служил площадкой для детских игр и убежищем для бездомных.
Только после падения режима генерала Франко, запретившего какие либо работы по постройке собора, была завершена часть фасада Страстей, да и то небольшая.
В середине 1980-х заказ на строительство передали архитектору Хосе Марии Субираксу, который достраивает храм сегодня.
В будущем по периметру здания будет возведена крытая галерея, которая соединит три фасада: находящийся перед вами фасад Страстей, противоположный ему фасад Рождества и боковой фасад Славы.
Благодаря пожертвованиям, часть из которых поступает из крупных коммерческих организаций, строительство храма планируют завершить в 2026 году – к столетию со смерти архитектора Гауди.
Храм Святого Семейства будут венчать 18 веретенообразных колокольных башен, 12 из которых посвящены библейским апостолам. Затем возведут еще четыре более высокие башни, посвященные евангелистам, которые будут расположены по центру храма. Их станут венчать символические фигуры быка - в честь Святого Луки, крылатого человека - в честь Святого Матфея, орла - в честь Святого Иоанна, и льва - в честь Святого Марка. Второй по величине станет украшенная звездой башня над апсидой, посвященная Деве Марии.
В центральной части между башнями Евангелистов, расположится самая высокая башня, увенчанная гигантским крестом, символизирующая Иисуса Христа. По плану, гигантский крест должен иметь внутри специальные прожекторы и излучать яркий свет, заметный с большого расстояния.