Эта часть храма Саграда Фамилия называется Фасадом Страстей. В скульптурных композициях запечатлены страдания Иисуса Христа. Гауди стремился посредством архитектуры рассказать о боли и смерти. Проходя внутрь храма под изображением мучений Христа, прихожане, по замыслу Гауди, должны вспоминать об искуплении грехов. Аллегория заключается в том, что только жертва Спасителя позволила людям после смерти попасть в рай. Фасад Страстей был создан уже после смерти Антонио Гауди. Архитектор был похоронен в крипте храма Святого Семейства. Его тело покоится там и по сей день.
В течение почти 90 лет более десятка архитекторов, работавших с Гауди, продолжили строительство собора, стараясь не отступать от первоначального проекта. Среди них были и друзья мастера, и его ученики, а позже и ученики его учеников. Архитекторами и друзьями Гауди был также создан совет, руководящий работами по возведению Собора.
Фасад Страстей рождался буквально в муках. Дело в том, что в 30-е годы в Испании шла Гражданская война. И революционеры подожгли мастерскую Гауди, где хранились чертежи храма. Тем не менее, часть архива удалось спасти. По уцелевшим фотографиям и старым наброскам удалось создать приблизительный макет фасада. Для этого потребовалось несколько лет кропотливых исследований сохранившихся документов Антонио Гауди.
После окончания войны из-за отсутствия финансирования стройка прекратилась почти на 30 лет.
Завершить небольшую часть фасада Страстей по макетам Гауди удалось только после падения режима генерала Франко, запретившего какие либо работы по возведению Саграда Фамилия. В середине 80-х годов главным архитектором стал Хосе Мария Субиракс. Он возглавляет строительство и по сей день. Руководящий совет решил, что его стиль достаточно экспрессивен и именно ему удастся воплотить идеи Гауди.
Впрочем, на деле оказалось, что у Субиракса есть своё представление о том, как должен выглядеть собор. За это его деятельность постоянно подвергают резкой критике. Новый архитектор так же поставил несколько условий. Он потребовал жилье на территории собора на время строительства и полную свободу в творчестве.
Именно он совместно с японцем Эцуро Сотоо разработал стиль скульптур Фасада Страстей – с угловатыми формами и прямыми строгими линиями.
Субиракс внес в оформление экстерьера множество собственных элементов, таких как, к примеру, магические квадраты. В более чем пятистах комбинациях - по вертикали, диагонали и горизонтали - числа на квадратах складываются в сумму 33 - возраст Распятия Христа. Дважды повторяющиеся числа 10 и 14 образуют шифр - их сумма, равная 48-ми, является нумерическим эквивалентом надписи INRI (ИНРИ) в римских цифрах. Эта издевательская аббревиатура, повешенная над крестом Спасителя, означала "Иисус Назарянин Царь Иудейский". Такой квадрат можно увидеть с левой стороны от входных дверей, рядом со скульптурой Поцелуя Иуды.
Второй элемент Субиракса - это медные двери со словами из Библии на разных языках. Помимо надписей, здесь можно разглядеть множество символов, различных фигур, а также инициалы архитектора Субиракса и профиль Антонио Гауди.
Несмотря на некоторые архитектурные отступления, главная идея и символика Собора остались такими, как их задумывал Гауди. Например, четыре башни Фасада, посвященные Апостолам: Святому Варфоломею, Фоме, Филиппу и Иакову.
Также сохранился и замысел разместить фасад Страстей на западе, чтобы красные лучи заката падали на скульптуры Распятия, а лучи восхода освещали фасад Рождества. Сильно наклоненные колонны, обрамляющие вход, выполнены в виде гигантских берцовых костей. При этом они напоминают агрессивно растопыренные пальцы громадной ладони, упершейся в землю и словно преграждающей путь входящему. Этот образ олицетворяет мир людей, который взял в руки власть над Богом в образе человека.
Скульптуры фасада лишены украшений и выполнены в нарочито грубой форме. Такое решение было принято Субираксом, чтобы на контрасте продемонстрировать существенное отличие фасадов, один из которых символизирует рождение, а второй - смерть. Субиракс учитывал мнение Гауди, который хотел продемонстрировать, что Фасад страстей символизирует смерть и должен выглядеть грубо сделанным из костей. Правда, в современной трактовке Субиракса эта идея воплотилась довольно утрировано.
Архитектор так же отступил от установленного порядка расположения скульптур. Таким образом, он предоставил возможность наблюдателям самим найти глубинный смысл, который кроется скорее в реальности материального мира, нежели в библейской истории.
У входа в собор находится колонна, которая разделяет дверной проход. На ней изображена сцена бичевания Христа. Позади неё Субиракс поместил буквы "Альфа" и "Омега". Они символизируют Иисуса как "начало и конец". Сама колонна, а точнее её четвертый каменный блок слегка сдвинут. Этот символ трактуется двояко. С одной стороны, его можно понять, как отодвинутый камень гробницы Христа. С другой стороны, сдвинутый блок может олицетворять старый мир, который Христос изменил своим пришествием. Перед колонной вы видите каменную пальмовую ветвь - это одновременно символ победы и мучений. Этот элемент также был самостоятельно привнесен Субираксом.
Над колонной расположена скульптурная композиция, в центре которой стоит Вероника, промокавшая пот со лба Спасителя. Она держит мантию с ликом Иисуса. При этом ее собственное лицо лишено черт. За ней расположены скульптуры римских солдат. Их шлемы напоминают верхушки дымохода одного из домов Гауди - Ла Педрера. Слева от скульптур солдат Субиракс изобразил пишущего человека в профиль - это еще один портрет Антонио Гауди. Он представлен в образе Евангелиста, которому предстоит изложить библейскую историю в камне.
Субиракс стал первым и единственным художником, который осмелился изобразить Христа на Распятии обнаженным. В этом приеме отразилось желание сделать сцену казни максимально реалистичной. Рядом с крестом помещен череп Адама, а над скульптурой - полная луна, означающая страстную субботу.
Выше креста находятся два как бы разорванных полотна. Это покров иерусалимского Храма. Сквозь него можно разглядеть мозаику, изображающую Небесный Иерусалим и закланного агнца.
Справа от Pаспятия, в сцене, где Иисуса кладут в гробницу, Субиракс изобразил у ног Спасителя самого себя, помогающего нести тело. Под рукой на камне можно разглядеть инициал – латинскую "эс".
В левой части фасада изображена сцена Тайной Вечери. Обратите внимание на камень, расположенный сбоку. На нем латынью написано: "То, что ты задумал, делай быстрее". Это слова Иисуса, обращенные к предателю Иуде.
Над скульптурной композицией возвышается фигура римского солдата на коне. Его копье воткнуто в стену Собора. Это иллюстрация эпизода из Священного Писания, в котором воин пронзил тело Христа, чтобы убедиться в его смерти. Стена храма в данном случае олицетворяет тело Господа. Выше изображены солдаты, бросающие жребий на рубище Иисуса на столе. Христос, который возносится в небо, стал последней скульптурой на фасаде.
В начале нового тысячелетия храм наконец-то освятили. Обряду не помешал даже ураган, который за несколько часов до исторического события снес часть украшений фасада.
Спустя два года, в честь официального открытия Собора и 150-летия со дня рождения Антонио Гауди, на фасаде здания было впервые устроено световое представление "Ночь света и огня". Его разработал Хосе Субиракс. Во время шоу световая проекция на стены создает эффект трехмерного изображения, иллюстрируя историю создания Собора. Также зрителям объясняют значение изображенных на фасадах символов. Это ежегодное представление проходит в самом начале июня и длится несколько вечеров подряд.
Барселонцы не любят фасад, сделанный архитектором Субираксом, и называют его "Звездными войнами". Подобная аллегория родилась от сходства шлемов римских солдат, изображенных на фасаде собора, с касками имперских штурмовиков из знаменитой киноэпопеи Джорджа Лукаса.