Вы находитесь перед Фасадом Рождества. Он спроектирован в виде гигантской пещеры и обрамлен множеством скульптурных композиций из камня.
Это самый первый фасад собора. Его начали строить в 90-х годах XIX века. Он считается главным и эталонным фасадом, поскольку был сооружен еще при жизни главного создателя храма, гениального архитектора Антонио Гауди. Остальные фасады Саграда Фамилия строились уже после смерти Гауди - по немногим сохранившимся чертежам и макетам. Большинство из них, к сожалению, были утрачены. Они сгорели в пожаре, который случился в мастерской архитектора в 1936 году.
Изначально Гауди планировал начать работу над фасадом Страстей. Но пришел к выводу, что жестокие сцены на тему распятия Христа, воплощенные в камне, могут напугать жителей города. Поэтому Гауди выбрал историю рождения Иисуса. Архитектору в полной мере удалось выразить библейские образы в скульптуре. Фасад рекомендуется осматривать сверху вниз.
Первое, что привлекает внимание - это украшенные венецианской мозаикой верхушки четырех остроконечных колокольных башен. Техника их оформления напоминает процесс создания коллажа из битого стекла. Она была придумана самим Гауди и названа "тренкадис" - от каталонского "трэнкар" – "бить, ломать".
Башни символизируют епископов - евангелистов, как высших священнослужителей и преемников апостолов. Шпили венчают атрибуты богослужебного облачения: посох, митра, крест и кольцо.
Нижняя часть башен-колоколен украшена тремя косо расположенными латинскими надписями из католической литургии. На каждом фасаде Собора и в деталях экстерьера прослеживается множество религиозных символов. Гауди черпал вдохновение в Библии, стараясь передать слово Священного писания языком архитектуры.
Главный вход венчают три портала. Центральный портал – Милосердия и любви, посвящен теме рождения Иисуса Христа. Один из главных элементов украшения фасада – символ католичества, кипарис с вьющимися вокруг голубями. Вечнозеленое дерево олицетворяет бессмертную любовь Христа к людям, а окружающие его мостики и лестницы – веру в воскрешение и дорогу в христианские дома.
Верхушку дерева украшает красный крест - символ Святой Троицы, состоящий из трех перекрестных элементов. Голубь – это символ Святого духа, а красный цвет олицетворяет кровь Иисуса. Золотая лента вокруг креста символизирует Бога-отца, хранящего Святую Троицу.
Ближе к середине фасада камни приобретают форму силуэтов летящих птиц. Их, как и других животных, которых на фасаде можно насчитать более 100 видов, Гауди лепил с живой натуры. Правда, предварительно представителей фауны погружали в сон с помощью хлороформа.
У подножия кипариса находится пеликан с двумя птенцами. Он охраняет яйцо с монограммой Христа. Это канонический символ милосердия и аллегория старинной средневековой картины. Однo из поверий гласит, что самка пеликана может вскармливать птенцов собственной кровью, тем самым принося себя в жертву ради своих детей. И в этом она подобна Иисусу, который не пожалел себя ради людей.
Чуть ниже камни складываются в подобие входа в пещеру с застывшей водой. Здесь изображена коронация девы Марии Иисусом. За её чистоту и непорочность она становится небесной королевой. Многочисленные растения и животные поклоняются ей, как царице неба и земли.
Эта сцена изначально замышлялась для экстерьера Фасада Страстей. Однако Гауди решил поместить ее на Фасад Рождества. Таким образом он подчеркнул, что Мария еще до своего рождения была избрана небесами стать матерью Сына Божьего. Над скульптурами парящих ангелов можно разглядеть латинскую букву "Д". Это сокращение от "Део" - "Бог".
Ниже можно увидеть сцену благословения Марии. Она стоит на коленях перед Архангелом Гавриилом. Под ними Гауди расположил Вифлеемскую звезду.
Вокруг скульптуры, а также в обрамлении окон изображена цепь с круглыми медальонами. Это четки - символ связи между человеком и Богом. На медальонах архитектор изобразил 15 библейских таинств.
Ниже по центру на цветущих кустах сидят трубящие ангелы. Между цветами можно разглядеть латинскую фразу: "Слава Богу на небесах, и на Земле в его облике человеческом". Гауди таким образом поясняет, что ангелы возвещают о рождении Иисуса.
В самом низу, у главных дверей, с левой стороны изображены волхвы, приносящие дары младенцу Иисусу, а справа - пастыри. Пальмообразная колонна, расположенная в центре, служит своеобразной осью для всей композиции. У нее несколько функций. Она является одновременно и генеалогическим древом, и райским деревом жизни, вокруг которого обвит змей-искуситель. В его пасти даже можно разглядеть яблоко раздора.
Кстати, эта колонна была выполнена вручную из цельного куска камня и стоила баснословных денег, как и многие другие элементы Собора.
Все лица, которые можно увидеть на Фасаде храма, слеплены с реальных людей. В то время желающих в течение нескольких часов позировать архитектору не нашлось. Видимо, многие не понимали, что их лица останутся в веках на величайшем архитектурном шедевре. И Гауди приходилось искать натурщиков среди обычных бродяг, пьяниц и проституток. Например, одна из падших женщин стала моделью для скульптуры Девы Марии. А Иосифа Гауди лепил с обычного попрошайки. Труднее всего архитектору дались скульптуры младенцев, которых убивает римский легионер. Гауди пришлось создавать их при помощи гипсовых слепков, сделанных с мертворожденных детей.
Справа расположен портал Веры. Он посвящен Деве Марии. Его венчает сноп пшеницы - символ хлеба насущного, который, как и вода, является одним из важных элементов жизни. Чуть ниже изображен глаз в ладони. Это всевидящее око или Божественное провидение. Гауди говорил, что все в мире было давно предсказано. От строительства Собора до его участия в этом масштабном проекте в качестве архитектора.
Скульптурные композиции портала Веры – он крайний от вас справа - иллюстрируют жизнь Иисуса в детстве и отрочестве. Христос проходит обряд очищения, беседует с родителями и постигает различные науки. Мальчик с молотком с левой стороны - это Иисус за работой. На этом завершается этап его детства. Он готовится посвятить себя Богу.
Крайний слева - портал Надежды. Сверху он украшен заострённым камнем необычной формы, который символизирует один из камней священной горы Монтсеррат. Это название в переводе означает "распиленная гора". Она расположена в часе езды от Барселоны и на ней стоит древний одноименный монастырь. Мрачный массив этой горы оказал влияние на вид храма в целом и фасад Рождества в частности. На протяжении многих столетий на гору Монтсеррат приходили паломники со всей Испании. Среди них был и Антонио Гауди. Работа над Собором Саграда Фамилия превратила архитектора в глубоко верующего человека.
Портал Надежды иллюстрируют сцены из жизни Святого семейства: от венчания Марии и Иосифа, до момента побега семьи из Иерусалима в Египет.
У входа в храм стоят две боковые спиралевидные колонны, которые опираются на панцири черепах. Этой шуточной аллегорией Гауди отвечает на обвинения критиков в том, что его строения недолговечны и непрочны. Подобным символом архитектор дает понять, что в зодчестве, как и в жизни, невозможное оказывается возможным.