Вы находитесь на улице д'Олот, напротив кованных металлических ворот, служащих главным входом в парк Гуэль. Забор, ограждающий его территорию, с внешней стороны украшен керамическими табличками. Они как бы создают парку дополнительную защиту, отгораживая его от внешней среды. И это не случайно, ведь парк Гуэль, по задумке его создателей, должен был стать городом-садом, Эдемом, убежищем, где можно было укрыться от индустриального мира.
Всмотритесь повнимательнее в украшения на стене парка – во многих из них зашифрованы символы. Так, медальоны на стене символизируют сигарные кольца – они призваны напоминать нам о том, что промышленник Эусеби Гуэль владел, среди прочего, табачными фабриками на Кубе и Филиппинах. А рисунок в виде четырех красных полос отсылает к красным полосам на гербе Каталонии.
Вход на территорию парка является бесплатным, однако с недавнего времени вход в зону, где расположены главные достопримечательности парка Гуэль оплачивается отдельно. К таким памятникам архитектуры относятся здания сторожки и администрации парка у главного входа, парадная лестница с фонтанами, зал Ста колонн и смотровая площадка с мозаичной скамьей. Можно обойтись и без покупки билетов и просто прогуляться по общедоступной парковой территории и рассматривать творения архитектора Гауди издалека.
Эусеби Гуэль, чье имя носит парк, был известным каталонским промышленником и меценатом. Его основным доходом были текстильные производства. В конце XIX века, из-за потери Испанией большей части колониальных территорий в этой области промышленности начался сильный спад. И Гуэль задумался о другом способе вложения капитала. Он решил вложить деньги в недвижимость и построить шикарный жилой квартал. В качестве архитектора Гуэль привлек своего близкого друга – Антонио Гауди.
Гауди к тому моменту уже успел заработать своими экстравагантными творениями весьма неоднозначную славу. Однако Гуэля, который восхищался талантом своего друга и неоднократно бывал его заказчиком, это не остановило.
Участок под строительство был выбран в пригороде Барселоны. Здесь возвышалась гора, почти лишенная растительности. Она и называлась соответственно — Мунтанья Пелада, "Лысая гора".
Именно это унылое место Гуэль и захотел превратить в зеленую загородную зону. По его идее, здесь должны были появиться четыре десятка домов с садами, удобными дорожками, полянами для игр и отдыха. Магнат собирался и сам переехать сюда с семьей.
Поселок было решено создать в модном в те времена английском стиле. Именно поэтому слово "парк" в названии пишется не по-каталонски с латинской буквой «си» на конце, а по-английски, с «кей». Хотя изначально ни о каком парке в привычном нам понимании речи не шло. Здесь планировали построить жилые дома, школу и рынок у центрального входа.
Гауди мечтал о том, чтобы обитатели этого места прониклись каталонским духом и каталонскими добродетелями. Архитектор утверждал, что географическое положение Каталонии и ее расположение по отношению к солнцу глубоко символичны. Он с жаром заявлял: "Место добродетели — середина; Средиземное море лежит в центре земли. На его берегах с их средним освещением - солнечные лучи падают под углом 45 градусов, что наилучшим образом очерчивает предметы и раскрывает их форму, — расцвели великие художественные культуры — именно благодаря этому сбалансированному свету, не слишком яркому и не слишком тусклому. Эти две крайности ослепляют, а слепой человек не способен видеть".
Однако, желающих приобрести здесь участок в то время не нашлось. Помимо большой удаленности от города, место имело еще один существенный недостаток. Сложный рельеф во многом повлиял на внешний вид будущего квартала. Его извилистая планировка по форме напоминала сжатую пружину. Будущие жильцы передвигались преимущественно в каретах и повозках, а такая дорога в гору была утомительна для лошадей.
К тому же, многих потенциальных покупателей земли отпугнуло большое количество ограничений, введенных архитектором. Так, дом должен был располагаться в глубине участка, не заслоняя вид на Средиземное море, но еще и так, чтобы не загораживать дом, расположенный выше. Ограда не должна быть выше 80 сантиметров. В договоре о покупке отдельный пункт касался промышленности и коммерции на территории поселения: "Покупатель или его наследники ни при каких обстоятельствах не имеют права выделять участки под фабрики, мастерские, печи для обжига кирпича или пекарни, кузницы, больницы, лечебницы, санатории, гостиницы, постоялые дворы, рестораны, общежития, кафе, кондитерские, закусочные, магазины, склады для алкоголя и взрывчатых веществ, амбары, а также заниматься любого рода производством, торговлей или ремеслом".
После смерти Эусеби Гуэля, на чьи средства строился парк, темпы строительства значительно снизились. В начале. 20-х годов XX века парк открыли для публики. Но и такое решение не спасло финансовую ситуацию и не помогло продать участки.
После смерти архитектора Гауди парк все еще оставался недостроенным, и возможности найти спонсора для окончания проекта не было. Позже в Испании началась гражданская война, а затем многолетний диктаторский режим. Впоследствии мэрия Барселоны выкупила эту территорию, превратив её в место отдыха горожан.
Здания, которые вы увидите в парке, строились в качестве демонстрационных моделей для потенциальных покупателей, а остальные объекты из-за незавершенности, носят в основном декоративный характер.
С обеих сторон от входа в парк находятся невысокие павильоны из темного камня, похожие на сказочные домики. При их создании впервые проявился стиль, свойственный зрелому творчеству Гауди. Напоминающая рыбью чешую облицовка, созданная каталонскими каменщиками из нескольких слоев тонкой керамической плитки, покрывает все арки и своды строения. Эффективность и дешевизна этой технологии в сочетании с заводским изготовлением отдельных элементов позволяли Гауди с легкостью претворять в жизнь свои удивительные идеи.
Левый павильон с башенкой, увенчанной типичным для стиля архитектора пятиконечным крестом, был предназначен для офиса администрации парка. Хрупкое с виду, будто бы игрушечное здание на самом деле очень прочно. Пустотелая башня состоит из нескольких слоев строительных материалов: в основе каркас из кирпичной массы, бетона и железной арматуры общей толщиной в пять сантиметров, затем три ряда кирпичной кладки и, наконец, облицовка из керамической мозаики. Этот метод строительства Гауди применил при возведении практически всех объектов парка, что сделало их не только изящными, но и неподвластными времени. Эксперты, несколько лет назад осмотревшие постройки парка, поначалу посчитали, что многим из них требуется ремонт. Но впечатление оказалось обманчивым – при более глубоком анализе выяснилось, что стены этих зданий так же надежны, как и в момент окончания строительства.
Правый павильон предназначался для привратника. Крышу этого дома украшает вентиляционная труба в форме красного мухомора. Изображение гриба, известного своими галлюциногенными свойствами, вызвало множество споров среди архитектурных критиков. Некоторые даже утверждали, что именно мухомор стал причиной авторского стиля мастера - якобы Гауди, страдая ревматизмом, употреблял этот гриб для избавления от боли, и необычная форма его строений – плод галлюцинаций, вызванных содержащимся в нем атропином. Конечно же, такие гипотезы доказаны не были, однако достоверно известно, что крестьяне в Каталонии, местности, где родился архитектор, действительно использовали мухоморы в лечебных целях.
Сейчас эти здания заняты сувенирной лавкой и кафе.