Перед Вами частный дом, напоминающий сказочный теремок, украшенный яркой керамической мозаикой. Это дом Висенс, построенный в начале 80-х годов XIX века знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди. В то время Гауди был еще студентом, так что этот дом стал его первым крупным проектом. Заказчиком был производитель керамической плитки дон Мануэль Висенс Монтанера, который предоставил молодому архитектору полную свободу творчества.
Эксперименты с керамикой привели к формированию собственного стиля Гауди. Так появилась его знаменитая тренкадис, техника ломаной мозаики, составленной из фрагментов керамики.
Так как дом должен был служить Висенсу в качестве летней резиденции, Гауди выбрал для строительства участок в парковой зоне с большой территорией для сада. На земельном участке Гауди обнаружил гигантскую пальму, окруженную ковром из желтых цветов. Если присмотреться к желто-зеленым узорам на плитке дома, вы можете видеть те самые цветы. Обратите внимание на кованую ограду, которая выполнена в виде пальмовых ветвей. Источником вдохновения для Гауди снова послужила та самая пальма, произраставшая на этом месте и спиленная в ходе строительных работ. Ограда была сделана по чертежам Гауди его другом - скульптором Лоренцо Матамала Пиньолем.
Смешение стилей в архитектуре дома Висенс не случайно, таким образом Гауди желал добиться контраста с окружающими постройками. Порой архитектор менял план дома и велел сносить только что построенные стены, возводя на их месте новые. Такой метод назвали "свободным пространственным коллажем".
Обратите внимание на оформление крыши и небольших башенок, напоминающих по форме купола мечетей. Такая техника присуща особому архитектурному стилю, называемому мудехар, в котором элементы мавританского искусства сочетаются с готическими мотивами, или элементами искусства Возрождения. В интерпретации Гауди этот стиль получил название "неомудехар" или "неомавританский", так как он сочетает в себе как традиционные элементы арабской архитектуры, так и модерна. Глядя на это здание, сложно представить, что оно имеет форму правильного прямоугольника, так как каждый фасад спроектирован в своей манере и покрыт множеством декоративных элементов, создавая иллюзию сложных объемов и стилевого разнообразия. Основным строительным материалом был камень, а для создания оригинального шахматно-цветочного узора Гауди использовал материалы, производимые на фабрике Висенса, кирпич и плитку.
Кстати, дом стал удачным рекламным ходом для фабриканта - по завершении строительства спрос на плитку Висенса значительно вырос.
В отделке дома Гауди также использовал стиль арт-нуво, ярким примером которого являются орнаменты на оконных решетках. На них вы можете увидеть драконов – излюбленный символ архитектора, означающий жизненную силу и отвагу.
Гауди старался, чтобы элементы дизайна здания гармонировали с окружающей средой. Например, металлический навес над патио был сделан в форме, напоминающей паутину. А балкон внутри участка украшен изображениями подсолнухов.
Дом Висенс в настоящий момент является видоизмененной версией оригинала Гауди. В период строительства дома, район Грасия был пригородом, расположенным на окраине Барселоны. За десятки лет население города увеличилось в четыре раза, и сегодня дом Висенс окружен построенными за это время новыми зданиями. Территорию сада, являвшегося важнейшей частью проекта, семья Висенса постепенно распродала.
Был снесен и уникальный фонтан, установленный в центральной части сада. Его конструкцию составляли мраморная раковина, выполненная в стиле ренессанс, и большая чаша в форме эллипса, собранная из тонких железных прутьев. Попадая из раковины в чашу и проходя между прутьями, вода переливалась всеми цветами радуги.
Во внутреннем оформлении дома фантазия Гауди нашла даже большее отражение, чем во внешнем. В столовой пространство между потолочными балками украшено замысловатым резным орнаментом из красных вишен и зеленых листьев. Стены облицованы панелями и плиткой, и украшены барельефами из прессованного картона, изображающими птиц, снующих по небу среди падающих осенних листьев. Как писал Гауди в своем дневнике: "Украшения были, есть и будут многоцветными".
На стенах столовой Гауди распорядился выгравировать короткие заклинания. Так, на северо-западной стене в тенистом уголке была надпись: "Да будет летняя тень!" Для противоположной стены, юго-восточной, которая выходит на восход, Гауди выбрал другое изречение - каталонское заклинание в сокращении: "Солнышко, маленькое солнышко, приди и посмотри на меня, потому что мне холодно". Архитектор таким образом обращался к природе, способной дать и тепло и прохладу.
Существует множество слухов об авторстве дома Висенс. Одни утверждали, что такое нагромождение стилей явилось плодом воображения фабриканта Висенса, так как в то время заказчики часто выступали в качестве соавторов архитектурных произведений. Другие ссылаются на занятость Гауди другими проектами в связи с его растущим успехом. Будто бы это вынудило молодого архитектора передать для доработки чертежи проекта своим помощникам, в частности, другу Кристобалю Касканте.
Утверждали, что большинство оригинальных идей были созданы помощниками Гауди. Так, его друг и помощник Франсиско Беренгер, не окончивший университета и ушедший работать к Гауди, не имел возможности подписывать свои работы. Официально он не имел на это права, поэтому сложно утверждать на 100%, что все чертежи дома Висенс были разработаны именно Гауди.
Дом Висенс, как и остальные творения Гауди, включен в список "Всемирное наследие ЮНЕСКО". Стоимость здания оценили в 30 миллионов евро. Такое решение было принято для поиска покупателя, сумевшего бы сохранить архитектурный шедевр. Его приобрела компания Морабланк в качестве дома- музея. Так как это частное владение, любоваться можно только фасадами снаружи, а внутреннее убранство доступно взглядам ценителей красоты только лишь раз в году - 22 мая, в день Святой Риты.