Перед Вами угловой серый дом, фасад которого напоминает волны, словно застывшие в камне. Это Дом Мила́ - жилой дом, построенный в начале XX века Антонио Гауди. Это его последняя светская работа, начатая прежде, чем он полностью посвятил себя возведению храма Саграда Фамилия. Гауди получил заказ на строительство дома по заказу каталонской пары: Росарио Сегимон, вдовы богатого американца, и ее второго мужа - бизнесмена Пере Мила. Пара хотела упрочить свое положение в обществе, поэтому для создания самого модного дизайна наняли одного из лучших архитекторов Каталонии. К тому же Мила был большим поклонником творчества Гауди.
Представленный проект был одобрен заказчиком, однако его супруга была категорически против: во-первых, дом ей показался "каменным монстром", во-вторых, неприятно поразила цена проекта. В результате семейной ссоры Мила настоял на осуществления плана Гауди.
Дом Mилa является отражением уже сформировавшегося неповторимого художественного стиля Гауди, вдохновленного формами природы. Для этого проекта архитектор разработал ряд технологий, которые до этого момента не использовались в строительстве.
Гауди решил отказался от прямых линий, поэтому пятиэтажный жилой дом был возведён без единого угла. Основная часть здания выполнена из железобетона, внешняя часть облицована специальной цементной смесью для создания более естественного цвета и иллюзии движения. Несущими конструкциями архитектор сделал не стены, а колонны и своды, что позволяло легко изменять планировку комнат и даже высоту потолков.
Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени и при такой сложной планировке было новшеством. К тому же это способствовало естественной вентиляции.
Дом Мила был первым особняком в Барселоне, имевшим подземные гаражи. Позже даже появилась карикатура, на которой был изображен дом Мила в виде гигантской парковки, этажи которой заполнены всеми типами транспорта: автомобилями, велосипедами, кораблями и даже дирижаблями.
Уникальные кованые решётки балконов были выполнены совместно с Хосепом-Мария Жужолем, которому удалось создать настоящее кружево из железа. Благодаря многочисленным овалам и волнообразным балконам дом напоминает скалу с пещерами, или застывшую лаву.
Однако самой примечательной в этом строении является крыша. Если отойти от дома чуть дальше, Вы увидите необычные дымоходы, напоминающие силуэты воинов в шлемах. Первоначальная идея была подсказана формой шлема древнеримских солдат. На одном из них Гауди поместил изображение сердца, одна сторона которого обращена в сторону города Реус, где он родился, а другая - в сторону собора Саграда Фамилия. Кстати, на одном из фасадов храма изображены римские солдаты в таких же шлемах.
Именно эти дымоходы стали одними из самых известных символов в архитектуре Гауди. Есть версия, что их форма послужила созданию шлемов для героев фильма Джорджа Лукаса "Звездные войны". Считается, что дизайн башен и колонн является предвестником появления абстрактного стиля в архитектуре.
Поначалу барселонцы были невысокого мнения о новом доме, здание называли "осиным гнездом", "паштетным пирогом", но более всего прижилось прозвище "педрера" - в переводе с каталонского каменоломня, или каменная пещера.
Строительство дома сильно ослабило финансовое положение Мила, который не в силах был даже заплатить обещанный гонорар Гауди. Архитектор вел часть построек на собственные деньги. Из-за этого, а также из-за разногласий по вопросам, касающимся интерьера, отношения между ним и заказчиком сильно осложнились, и Гауди обратился в суд, где он предъявил сертификат по прекращению работы с требованием выплаты задолженности. Мила пришлось на время заложить дом, чтобы расплатиться с долгами, а завершал проект архитектор Хосе Байо - помощник Гауди.
В 80-х годах XX века здание приобрел банк, который осуществил реставрационные работы, превратив дом в туристический объект.
В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Квартира на шестом этаже здания оформлена в стиле 20-х годов, и вместе с чердачным этажом и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий. Одна из квартир четвертого этажа также открыта для туристов. Здесь можно увидеть первоначальную планировку и подлинные орнаментальные детали, выполненные по эскизам Гауди - дверные и оконные ручки, двери и покрытие полов. Посещение квартиры сопровождается показом документального фильма о стремительном преображении и модернизации города в первой четверти XX века. На остальных этажах размещаются офисы, а некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.
Обратите внимание на тротуарную плитку в форме шестиугольников, на которой изображены морские мотивы. Их форма и узор был разработан Гауди для мостовой на улице рядом с домом. Позже именно эта плитка была выбрана для украшения всей пешеходной зоны вдоль Пассео де Грасия. К сожалению, многие приезжие исхитряются воровать шестигранники на сувениры, так что городской департамент вынужден каждый раз изготавливать аналог украденного фрагмента для восстановления мостовой.