Перед Вами здание из красного кирпича, с высокими окнами-арками и необычной конструкцией на крыше, напоминающей вихрь из металлических прутьев. Это Фонд известного испанского художника Антони Тапиеса, который был одним из важнейших мастеров мирового искусства второй половины XX века.
Он является ярким представителем особого направления в искусстве, называемого информализмом. Оно возникло в 40-х годах во Франции и подразумевает спонтанность и отказ от изображения людей и предметов даже в абстрактной форме. Главная идея этого направления - философия образа, его многогранность и свобода воображения.
Нестандартное мышление Тапиеса было связано с детскими воспоминаниями, так как он родился в период Гражданской войны и времена строгой католической морали. В 23 года, бросив учебу на юридическом факультете, он решил полностью посвятить себя искусству. В детстве Тапиес болел туберкулезом, и, проводя месяцы в больницах, занимался рисованием и музыкой. Тогда ему удалось сделать несколько копий рисунков Пикассо и Ван Гога. Хотя ни художественного образования, ни практики у Тапиеса не было, рисунки оказались потрясающими, так он обнаружил в себе природный талант.
Позже, изучая современное искусство, он посещал тайные заседания иконоборческой группы каталонских художников и писателей "Блаус". Здесь он открыл для себя историю западноевропейской философии, искусство авангардистов начала XX века и абстрактный экспрессионизм. Тапиес предпочитал творить из подручных материалов. Так он выработал свой узнаваемый стиль "материального искусства" или, как его называли, искусство бедных, в котором скульптуры создаются при помощи самых обычных предметов, зачастую найденных на свалке. Его первые работы представляли собой композиции в виде окон и дверей, а цветовая гамма была выдержана в приглушенных мрачноватых тонах.
Для придания скульптурам большей прочности и массы художник часто использовал камни, землю, битый щебень и песок.
Первая персональная выставка Тапиеса прошла в середине XX века в родной Барселоне, через три года - в США, а затем его работы стали выставляться по всему миру. Возникший в то время модный поп-арт сделал Тапиеса популярным и дал почву для новых идей. Он стал включать в свои работы мебель, одежду и другие бытовые предметы. Несмотря на специфичность своих работ, Тапиес является обладателем множества престижнейших наград и премий разных стран, а также автором книг по теории философии искусства. Сам король Испании Хуан Карлос I пожаловал Тапиесу титул маркиза в 2010 году.
Старинное здание, в котором с 90-х годов XX века располагается Фонд Тапиеса, ранее было издательством "Мунтане и Симон", работы архитектора-модерниста Луиса Доменек-и-Монтанера. Оно построено в 80-х годах XIX века. Это было одно из первых строений в Барселоне, в создании которого использовались кирпич и металл. Новизна идеи и оригинальная архитектура сделали этот дом одной из главных достопримечательностей Барселоны. Фонд Тапиеса был открыт в середине 80-х годов XX века.
Тапиес решил внести в архитектурный ансамбль элементы своего творчества. Так, на крыше появилась скульптура из алюминиевых трубок под названием "Облако и стул", которая стала эмблемой фонда.
Деятельность Фонда Тапиеса направлена на изучение и приобщение к современному искусству. Помимо его работ здесь представлены творения художников из многих стран мира, есть библиотека, время от времени проводятся симпозиумы, выставки, кинопоказы. Это единственное место в Барселоне, где открыты постоянные экспозиции, посвященные современному искусству. В остальных музеях они носят временный характер.