Перед Вами яркие и необычные по своей архитектуре дома, стоящие вплотную друг к другу. Эта часть улицы Пассей-де-Грасия названа "Кварталом раздора", или "яблоком раздора" - Мансана де ля Дискордиа, где слово "Мансана" имеет два значения: "квартал" и "яблоко". Здания здесь созданы четырьмя разными архитекторами-модернистами, которые как бы вступили друг с другом в соревнование, чей дом получится более оригинальным. Жители квартала остроумно прозвали соперничество домов «раздором». В оформлении каждого строения участвовали также известные художники и мастера прикладного искусства.
Дом №43 с цветочным фасадом и оконными колоннами, напоминающими кости, называется Каса Бальо. Владелец дома Жозеп Бальо решил снести старое здание конца XIX века и нанял модного в то время архитектора Антонио Гауди для возведения нового дома. Гауди оставил старую структуру здания, спроектировав новый фасад и изменив план нижних этажей, а также сделав ступенчатую террасу крыши.
В отличие от соседнего дома, в оформлении дома Бальо почти полностью отсутствуют прямые линии. По замыслу Гауди, фасад здания символизирует гигантского дракона, одного из любимых персонажей архитектора. Крышу здания Гауди изобразил в форме красочного драконьего хребта. Расположенная наверху башня, увенчанная георгиевским крестом, сделана в форме меча, вонзенного в спину дракона. Лицевая часть фасада похожа на сверкающую чешую, а небольшие балконы и колонны напоминают черепа и кости, символизирующие драконьи жертвы.
Дом Бальо - это самый популярный и необычный из всех домов "Квартала раздора". Ему дали множество названий: это и "Дом костей" и "Дом-дракон", и даже "Шапка Арлекино". Многим кажется, что Гауди изобразил на фасаде мир моря, а балконы похожи на акульи черепа. Дом Бальо является памятником национального значения и к тому же он внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Расположенный слева дом №41 со ступенчатой крышей, украшенной цветной мозаикой, называется Каса Амалье.
Он появился здесь раньше остальных домов - в 70-х годах XIX века. Спустя более чем 20 лет его приобрел кондитер-шоколатье Антонио Амалье. По моде того времени на необычные дома Амалье заказал перепланировку архитектору Жозе Пучи-и-Кадафальку.
Игрушечный, разноцветный дизайн здания напоминает голландские дома, стоящие вдоль амстердамских каналов. Над проектом Пучи-и-Кадафальк работал в компании со многими известными мастерами, имена которых увековечены на табличке у входа в дом. Среди них был скульптор Эусебэ Арнау. Именно ему принадлежит забавная серия скульптур в нижней части здания, которая стала главной достопримечательностью дома.
В архитектуре этого дома сочетаются два различных стиля. Мавританские цветные геометрические узоры и мозаика соседствуют с классическими элементами готики: затейливыми фонарями на балконе, резьбой на эркере и скульптурной группой у дверей.
В 70-х годах XX века дом Амалье был объявлен памятником национального значения. Первый этаж здания открыт для посещения, где помимо экскурсии предлагают дегустацию шоколада, а верхние этажи занимает Институт испанского искусства и библиотека.
На углу квартала расположен еще один примечательный дом со сложным ажурным декором и розоватыми мраморными колоннами парадного входа. Это дом Лео Морера. Это одно из лучших творений главного конкурента Антонио Гауди - архитектора Луиса Доменек-и-Монтанера. Дом принадлежал семье фабрикантов Морера и первоначально назывался дом Рокамора. В начале XX века глава семьи Антонио Морера пожелал реконструировать старое здание, доверив проект талантливому архитектору-модернисту Доменек-и-Монтанеру. Строительство закончили уже после смерти заказчика и готовую работу принимал его сын - Лео. Архитектор увековечили его имя в орнаментах здания. Здесь расположено многочисленное изображение львов, так как имя Лео означает "лев". Также здесь встречается изображения тутового дерева – шелковицы. На испанском она называется "морера". В украшении дома часто встречаются орнаменты из цветов, которые являются визитной карточкой архитектора Доменека-и-Монтанера и присутствуют почти на всех его работах.
Более 40 профессиональных художников и ремесленников помогали архитектору в создании его проекта. Благодаря каждому из этих мастеров дом Морера является своего рода музеем модернистского искусства.
Многие из этих творений подвергались реконструкции, а скульптуры, когда-то украшавшие дом, были частично распроданы. В числе покупателей оказался даже Сальвадор Дали, украсивший ими патио своего дома-музея в Фигейрасе.
Верхнюю часть фасада украшает изящная башенка, так называемая "темпиетто". Доменику-и-Монтанеру пришлось несколько раз переделывать план, добиваясь специального разрешения на строительство. Дело в том, что из-за башенки дом превышал допустимую норму высоты зданий, превосходя по высоте Городской совет.
Во времена Гражданской войны в 30-х годах XX века здесь располагались пулеметы, поэтому эта часть сильно пострадала во время перекрестного огня.
Обратите внимание на окна второго этажа, которые украшены четырьмя скульптурами девушек. Их создал скульптор Эусеби Арнау, тоже работавший над домом Амалье. Скульптуры олицетворяют собой технический прогресс в том виде, как его себе представляли в начале XX века. Каждая из девушек держит в руках одно из новейших достижений техники того времени - фотоаппарат, телефон, фонограф и электрическую лампочку.
Здание на протяжении долгого времени служило разным владельцам, пока в начале XXI века его не приобрела страховая компания, которая основательно занялась реконструкцией здания. Сегодня в доме Морера известные каталонские архитекторы проводят экскурсии, рассказывающие об истории здания и особенностях стиля модерн.