Длинное здание из светлого камня со стеклянными перегородками - это павильон Германии. Он был построен в конце 20-х годов XX века ко Всемирной выставке в Барселоне величайшим немецким архитектором Людвигом Мис ван дер Роэ.
Одной из задач Всемирной выставки была демонстрация достижений разных стран, а выставочные павильоны стали их главными символами. Международный комитет выставки сделал заказ на проект павильона Германии архитектору Мис Ван дер Роэ, который прославился созданием экспериментального поселка в Штутгарте, доказав, что модернизм может быть и изобретательным, и экономным. У архитектора было всего два года на барселонский проект, который, как оказалось, не имел ничего общего с экономией средств.
Как Вы видите, структура здания напоминает незамысловатый конструктор с несколькими взаимно перпендикулярными стенами-плоскостями, ограничивающими центральный объем с небольшим двориком и бассейном, выложенным черным стеклом. Людвиг Мис выбрал самые красивые отделочные материалы: стены выполнены из золотистого оникса, римского травертина, альпийского и греческого мрамора, а для опор был выбран хромированный металл.
Архитектор учился в ремесленной школе, и в то же время подрабатывал камнетесом на предприятии отца. Поэтому он хорошо разбирался в камне и активно использовал его при строительстве. Он смело сочетал камень с деталями из стекла и металла, создавая невероятное ощущение пространства в любой своей работе. Мис считал, что идеал современности выражается через геометрическую строгость, точность частей и ясность их сборки.
В павильоне нет замкнутых помещений и дверей – только стеклянные перегородки дымчато-серого и бутылочного цветов разделяют интерьер на условные зоны. С точки зрения Миса, это символизировало идею свободы и прогресса новой Веймарской республики. Внутри павильона нет мебели, только на черном ковре располагается композиция, состоящая из обтянутых белой кожей кресел, кушетки и прозрачного стола. По замыслу архитектора кресла должны были напоминать троны короля и королевы, которые были на торжественном приеме в павильоне.
Кстати, этот простой, но очень удобный дизайн мебели быстро приобрел популярность, и с 1944 года американская фирма "Кнолл" выпускает ее до сих пор под названием "Барселона".
Глядя на павильон, можно сделать вывод, что Людвиг Мис руководствовался принципом "меньше, значит больше". Он сделал акцент на предельно простой по форме стеклянно-каменный параллелепипед, две боковые части которого зеркально повторяют друг друга. Архитектор стремился к абсолютной абстракции и геометризации формы, согласно концепции "универсального здания". Сегодня можно смело утверждать, что Мису это удалось, так как павильон выглядит стильно и современно до сих пор. Архитектор настоял, чтобы в нем ничего не выставлялось – экспонатом является само здание в целом. В павильоне не было ни замкнутых помещений, ни дверей. Центром всей композиции внутри стала высеченная из зеленого мрамора фигура обнаженной женщины работы скульптора Георга Кольбе "Утро". Фигура находилась в центре небольшого бассейна напротив стеклянной перегородки и мраморной стены, отражаясь сразу в трех плоскостях. Несмотря на то, что после выставки было множество сторонников, выступающих за сохранность павильона, его вскоре демонтировали и отправили в Германию, где он бесследно исчез.
Комитет по обновлению Барселоны, в связи с подготовкой к Олимпийским играм в начале 90-х годов XX века решил воссоздать копию павильона Германии по сохранившимся планам и фотоснимкам. Благодаря сразу нескольким каталонским архитекторам павильон восстановили. А в середине 80-х годов XX века, как раз к 100-летию архитектора Миса ван дер Роэ, здание было открыто публике и по сей день радует ценителей современной архитектуры со всего мира. Сегодня павильон является музеем и выставочной площадкой, где время от времени проходят выставки и семинары.
Кстати, именно этот проект принес Мис ван дер Роэ мировую известность. Впоследствии работы архитектора породили новое архитектурное течение, известное как "стиль Миса". Его творчество изучают на всех факультетах архитектуры, однако развиваться его идеям впоследствии оказалось очень сложно, так как при жизни Мис достиг почти полной абстракции геометрической формы, что оказалось не слишком практичным. После смерти архитектора его стиль постепенно стал менее популярным и в 80-х годах был вытеснен другими направлениями.