Перед Вами - величественное прямоугольное здание, напоминающее испанский дворец, главный фасад которого венчает большая куполообразная крыша.
Это - Национальный музей искусства Каталонии, также известный как Национальный дворец, построенный к Всемирной выставке 1929 года. Его здание было главным из всех выставочных строений и к тому же являлось площадкой для проведения торжественных церемоний открытия и закрытия выставки под председательством короля Альфонсо XIII и королевы Виктории-Евгении.
Впрочем, и этого роскошного здания, и всей выставочной площади могло и не быть. В конце XIX века для этой территории архитектором Илдефонсом Серда, который возглавлял урбанизацию и расширение города, уже был подготовлен проект постройки жилых кварталов. Но уже в начале XX века многие предложения архитектора подверглись критике и недовольству со стороны жителей города, в связи с чем пошли в ход проекты его помощников и приглашенных специалистов. Среди них был французский архитектор Леон Жассели, предложивший провести здесь Всемирную выставку. Его основными аргументами были соображения, что это место является своеобразными "воротами" в Барселону и, к тому же, располагает огромной территорией для множества павильонов.
Появлению же дворца послужила идея еще одного архитектора, Мануэля Вега-и-Марч, который на одном из собраний сказал, что каталонцам просто необходимо построить здесь храм искусства, самый совершенный и знаменательный, который бы стал вместилищем главной коллекции предметов искусства и культуры. Так решено было создать павильон, названный Дворцом национального искусства Каталонии.
Первоначальный план дворца разработал архитектор Жозеп Пуч-и-Кадафалк. Работу над проектом здания, равно как и над планом самой выставочной территории, начали более чем за 20 лет до начала выставки. На первый проект дворца, предложенный Пуч-и-Кадафалком, необходимо было потратить более 8 миллионов писет – это была огромная сумма. Постоянная нехватка финансирования замедляла темпы строительства здания, несмотря на экономию средств. Например, чтобы избежать дополнительных затрат на перевозку материала, песчаник для строительства добывали в местных каменоломнях горы Монжуик. Но этого было недостаточно, к тому же губительно для самой горы.
За 5 лет до начала проведения выставки организационный комитет во главе с главным инженером проекта Мариано Рубио Бельвером объявили конкурс на лучший проект для возобновления строительства главного павильона. В конкурсе могли принять участие абсолютно все архитекторы Испании. Несмотря на жесткие финансовые рамки, ни один из предложенных проектов не исключал первоначальной идеи Пуч-и-Кадафалка: возведения дорогостоящего центрального купола. В итоге выбор был сделан в пользу двух архитекторов: Эухенио Кендойя и Энрике Ката.
Их главной задачей было создать уникальный и неповторимый каталонский стиль. Поэтому в результате сочетания барокко, ренессанса, классицизма и элементов испанской архитектуры, им удалось создать некий новый стиль, впоследствии названный каталонским ренессансом. Экономия средств сильно сказалась на облике павильона – дворец не богат декоративными элементами, а основными материалами для строительства стали бетон, железо и искусственные материалы, заменившие камень.
Внутри павильона, который состоял из двух этажей, помимо выставочных помещений был оформлен Тронный зал, главный вестибюль с огромным органом, множество отдельных комнат, кухонных помещений и ресторан.
Несмотря на свой величественный вид, Национальный дворец строился как временное здание, которое планировали снести после окончания мероприятия. Впрочем, после выставки дворец остался на площади, и немного позже был даже реконструирован. А в 90-х годах XX века в нем открыли Национальный музей искусства Каталонии, куда поместили экспозиции двух музеев: национального и современного искусства. Коллекция нового музея стала настолько велика, что не могла разместиться даже в огромном пространстве дворца и ее часть разместили в других городах Каталонии.
Так что, мечта о храме искусств осуществилась: Национальный дворец получил-таки невероятную коллекцию, демонстрирующую богатые истории каталонского, испанского и общеевропейского искусства. Особенно гордится музей работами Веласкеса и Эль Греко. В вечернее время можно наблюдать, как огромные прожекторы, расположенные за дворцом, проецируют в небо десять световых лучей, придающих массивному зданию еще более величественный вид. Эта идея принадлежала "отцу" Магических фонтанов – Карлосу Буигасу.
Национальный дворец славится также своей смотровой площадкой, она находится перед его входом и считается одной из самых красивых и впечатляющих в Барселоне. Не зря, именно здесь местные жители любят проводить свадебные церемонии и званые ужины для высокопоставленных особ.