Если обойти Дом народных собраний, мы сможем увидеть оригинальный футуристичный Национальный центр исполнительских искусств. За необычную сферическую форму это здание называют "утиным яйцом" или "гигантским яйцом". Здание было построено к Пекинской олимпиаде 2008 года по проекту французского архитектора Поля Андрё. Если верить автору проекта, сферическая форма здания символизирует Китай и его историю, так как сфера – аллюзия Неба как одного из высших божеств китайской культуры.
"Яйцо" строили на протяжении 6 лет, его строительство вызывало много споров в обществе. Некоторые были недовольны тем, что проект имеет мало отношения к китайской традиции и нарушает гармонию расположенных в непосредственной близости от него исторических памятников, хотя купол здания центрирован в четком соответствии с принципами фэн-шуй. Других же раздражала постоянно растущая смета строительства, но правительство Китая общественное мнение не интересовало: руководство прямо заявляло в ответ на критику, что театр будет достроен. Здание выполнено из стекла и титана, оно стоит посередине искусственного пруда, причем, для того, чтобы попасть в здание, нужно пройти по туннелю под прудом. Интерьер преимущественно выполнен из дерева.
Внутри центр делится на три зоны. Оперный зал на 2.500 мест используется преимущественно для классических театральных постановок. В Мьюзик-холле на 2.000 мест проводятся концерты, а сцена Театрального зала на 1.000 мест служит для спектаклей Пекинской оперы.
Кстати, этот вид искусства заслуживает отдельного разговора. Зародился он в Пекине во времена династии Мин, то есть в XVI-XVII веке. Это - интерпретация древнего китайского театра: в ней ставятся только классические пьесы, а актерами могут быть только мужчины. Огромную роль в представлении играют грим и костюмы актеров, тут важна каждая мелочь – как прорисованы черты лица, какого цвета платья героев. Так как это все-таки опера, то герои поют, но с экстремально высокими интонациями. Музыка, звучащая в пекинской опере, исполняется на традиционных китайских инструментах.
Пожалуй, самый известный актер пекинской оперы для западного зрителя - это Мэй Ланфань. В начале прошлого века он побывал с гастролями в Европе и представил там искусство пекинской оперы. Кстати сказать, на родине он известен преимущественно как исполнитель женских ролей.
Пекинская опера, бесспорно, представляет собой очень экзотичное зрелище для рядового иностранного зрителя, но оно позволяет лучше понять Китай и его культуру.
Любопытно, что городские власти субсидируют до 70% стоимости театральных билетов на спектакли, проходящие на сценах Национального центра исполнительского искусства. Ведь театр строился для простых людей, и государство решило взять на себя заботу о финансовой доступности представлений. Билеты в вип-ложи и на лучшие места продаются, тем не менее, по полной стоимости.