Дом-музей Мао Дуня

Стена из серого кирпича надежно скрывает от любопытных глаз дом-музей писателя Мао Дуня. Если зайти на территорию, то можно увидеть хорошо сохранившийся традиционный дом - сыхэюань. Сам музей небольшой и, пожалуй, наиболее интересными для осмотра помещениями станут кабинет и личные комнаты писателя. В соответствии с негласным каноном чествования писателей-классиков, в центре внутреннего двора установлен памятник Мао Дуню – здесь можно сделать фото на память. Кстати, дом-сыхэюань, принадлежавший Мао Дуню, имеет одну особенность – у него нет внешнего двора, только внутренний.
Мао Дунь – один из классиков китайской литературы и общественный деятель. Его настоящее имя – Шень Яньбин, а родился он в конце XIX века в провинции Чжэцзян. Еще в школьные годы Мао Дунь решил, что станет писателем. Понимая, что невозможно просто сесть за стол и написать великий роман, он тщательно готовил себя к роли литератора – много читал, глубоко изучал родной язык, а в свободное время писал свои первые рассказы. В 1913 году Мао Дунь поступил в Пекинский университет на филологический факультет, но спустя три года был вынужден прервать обучение из-за проблем с деньгами. Университетский диплом он так и не получил.
В поисках работы Мао Дунь переезжает из Пекина в Шанхай, где получает место редактора в издательстве "Коммершл Пресс". Мао Дунь быстро продвигается по карьерной лестнице – спустя три года его назначают шеф-редактором журнала о студенческой жизни в Шанхае. Помимо выполнения основных обязанностей, он ведет колонки в нескольких изданиях и пишет преимущественно на темы, связанные с политикой и идеологией. Ему очень импонируют коммунистические идеи, и в 1920 году он становится одним из тогда еще малочисленных шанхайских коммунистов. Тогда же он берет себе псевдоним Мао Дунь, что в вольном переводе означает "Великий перелом". Параллельно Мао Дунь участвует и в работе литературного журнала, публикующего переводы европейской и русской классики. Благодаря этому изданию китайский читатель познакомился с произведениями Толстого, Бальзака, Золя, Чехова и многих других авторов.
Вскоре оказывается, что издательство весьма прохладно и без особого одобрения относится к политическим пристрастиям Мао Дуня, и он без колебаний покидает его и уходит в свободное плавание. Он пишет колонки для ряда шанхайских газет, многочисленные повести и рассказы и в какой-то момент принимает решение примкнуть к армии Чан Кайши – лидера партии Гоминьдан , планирующего поход на Пекин с целью стабилизации положения в стране. Но этим планам не суждено было претвориться в жизнь – Чан Кайши и Мао Цзэдун не поделили Китай, а Коммунистическая партия и Гоминьдан превратились в идеологических противников. Многие из сторонников Гоминьдана были вынуждены спасаться бегством, в их числе был и Мао Дунь. В 1928 году он спешно уехал в Японию, где провел два года.
В начале 1930-х годов Мао Дунь возвращается в Шанхай. В 1933 году он заканчивает работу над романом "Полночь", повествующем о жителях Шанхая – богатых и бедных, коммерсантах и простых рабочих. После нападения Японии на Китай в 1937 году Мао Дунь вынужденно покидает Шанхай и переезжает в Ухань, где открывает литературный журнал и параллельно работает учителем.
В 1949 году он перебирается в Пекин, где Мао Цзэдун сначала назначает его на должность своего секретаря, а затем и на пост министра культуры, который Мао Дунь занимает вплоть до 1964 года. Пожалуй, самое значительное достижение Мао Дуня на министерском посту – это учреждение журнала "Китайская литература", благодаря которому западный читатель получил возможность познакомиться с произведениями китайских авторов. В "Китайской литературе" работали такие выдающиеся специалисты, как Сидни Шапиро, Глэдис Ян и Ян Сяньи, да и сам Мао Дунь в свободное время занимался литературными переводами.
В 1964 году Мао Дунь оказался в опале из-за своих политических взглядов – культурная революция требовала новых жертв и жаждала крови. Мао Дунь был снят со всех постов, его травили в прессе, но до физической расправы и перевоспитания в деревне дело все же не дошло – именитого писателя не решились трогать. В начале 1970-х Мао Дунь был реабилитирован.
В дом, рядом с которым мы сейчас находимся, писатель переехал в 1971 году и прожил здесь 10 лет – до самой смерти в 1981-м году. Мао Дунь не был женат и не оставил наследников. В своем завещании он предложил учредить первую в Китае литературную премию. Все его сбережения, а это была немалая сумма, должны были стать фондом для выплаты премий будущим лауреатам. Идею Мао Дуня поддержал Союз китайских писателей, руководителем которого он был на протяжении многих лет, и в 1982 году состоялась первая церемония награждения лауреатов Литературной премии Мао Дуня. По регламенту, премии вручаются раз в три года. Последняя церемония награждения состоялась в 2014 году.