Вы стоите перед самым длинным фрагментом Берлинской стены, сохранившимся до сегодняшних дней: его длина составляет примерно полтора километра.
Граффити стали появляться с восточной стороны стены в 1989 году, практически сразу после открытия границы между двумя частями Германии. И уже через год стену украшали работы примерно 120 художников из 21 страны мира. Изначально предполагалось разослать отдельные фрагменты бетонной стены по разным уголкам Земного шара, но технические и бюрократические трудности помешали реализации этого плана, поэтому "Ист Сайд Гелери", то есть галерея Восточной стены, осталась в Берлине как музей под открытым небом.
Пионерами этого движения можно назвать французских художников Тьери Нуара и Кристофа-Эммануэля Буше. Их работа по росписи Стены началась еще в середине 80-х, когда это не успело войти в тренд, и поначалу не была абсолютно безопасной. Несмотря на то, что друзья запустили свой художественный проект, начав с западной стороны, неоднократно случались довольно неприятные столкновения с восточногерманскими органами правопорядка. Кроме того, некоторым жителям Кройцберга настолько не импонировала инициатива дуэта Нуара-Буше, что они лично смывали их рисунки. Приходилось всё перерисовывать заново.
Губастые разноцветные профили Нуара и трехглазые рожицы Буше прогремели по всему миру. Сейчас фрагменты стены с этими рисунками раскиданы по всему городу и охраняются государством, часть из них стоит на Потсдамер-платц у музея Дали. Многочисленные копии, выполненные авторами собственноручно в металле и на холсте, украшают теперь частные коллекции богатейших людей мира. Доподлинно известно, что одна из скульптур была продана хозяйке коньячного дома «Хеннеси».
К сожалнию, многие туристы пытались и до сих пор пытаются вписать себя в историю Берлина, оставляя свои временами скабрезные комментарии поверх граффити. В какой-то момент, когда количество «лишних» элементов на картинах достигло критической массы, союз художников решил провести реставрацию живописных работ.
Поэтому большая часть картин, представленных здесь сейчас, не оригиналы начала 90-х, а копии, появившиеся в результате капитального ремонта в 2008 году. Некоторые из них полностью повторяют своих предшественников, некоторые написаны по мотивам первоначальных произведений, а остальные представляют собой совершенно новые работы более молодого поколения художников.
Имя русского портретиста-эмигранта Дмитрия Врубеля прогремело на весь мир благодаря его гигантскому граффити «Братский поцелуй», изображавшему генерального секретаря коммунистической партии СССР Леонида Ильича Брежнева и многолетнего руководителя ГДР Эриха Хонеккера. В ходе реставрации оригинал этого граффити, как и многие другие, был закрашен, и затем художник нарисовал рисунок заново с небольшими отступлениями от первоначальной версии. В Берлине у Врубеля теперь есть своя довольно популярная галерея.