Бегинаж

Поселение под названием «Тен-Вейнгарде», что значит «В винограднике» — это единственный бегинаж, сохранившееся в Брюгге. Там жили бегинки, одинокие женщины, которые вели образ жизни, близкий к монашеству. Простые с архитектурной точки зрения ворота увенчаны скульптурой святой Елизаветы Венгерской и надписью «Святая Елизавета, молись за нас». Елизавету часто выбирали покровительницей бегинажей. Комплекс состоит из тридцати белоснежных зданий, появившихся с XVI по XVIII века, и церкви XIII столетия. Все они включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Бегинаж фигурирует и в литературе. Самым известным примером можно считать произведение французско-бельгийского писателя Эрика-Эммануэля Шмитта «Женщина в зеркале». В нём рассказывается об одной из юных жительниц Брюгге, ставшей монашкой в бегинаже «В винограднике».
Движение бегинок появилось в XII столетии и быстро распространилось по всей Европе, несмотря на противодействие со стороны римской католической церкви. В Нижних Землях, к которым относились Нидерланды и Бельгия, бегинки пользовались поддержкой местных аристократов. Они позволяли женщинам обустраивать поселения-общины за городскими стенами. Поначалу это были крошечные религиозно и экономически не зависимые общины. Но со временем они разрастались до невероятных размеров. На территории среднего бегинажа находились монастыри, церковь с кладбищем, жилище настоятельницы, небольшое здание, где кормили бедняков, фермерское хозяйство и земля для выпаса мелкого скота.
Так случилось и в Брюгге. Первые благочестивые девы пришли сюда в середине XIII столетия и поселились на берегу реки Рейе. Место, величаемое «виноградником», получило такое название благодаря расположению в низине с более тёплым и благоприятным для жизни климатом и заливными лугами, подходящими для обустройства огорода и выпаса скота. Спустя четыре года поселение женщин по ходатайству графини Фландрии получило официальный статус бегинажа. Первоначально им заведовали городские власти. В 1299 году французский король Филипп Красивый взял бегинаж под свою опеку, и его стали величать принцевым.
К XV веку бегинаж разросся настолько, что в монастырскую общину начали уходить девушки из богатых семей. Этому немало способствовали такие громкие события, как проведение на территории богоугодного заведения свадьбы Марии Бургундской и Максимилиана Австрийского.
Через двести лет бегинаж достиг наибольшего расцвета. В XVII веке ему принадлежали крупные земельные участки, а количество послушниц «В винограднике» было больше, чем в любом другом подобном заведении. Осознавая значимость и влияние бегинажа, даже пришедшие к власти французы не отважились его закрыть. В других городах и странах бегинок открыто преследовали. В Брюгге их деятельность не запрещалась, хотя принимать новых послушниц было запрещено. Около ста лет назад бегинаж перешёл в ведение ордена святого Бенедикта. Монахи-бенедиктинцы учредили здесь собственный монастырь и небольшой музей. Там хранится коллекция семейных портретов и пейзажей Брюгге начиная с середины XVI века.