В центре главной площади Дубровника путешественники могут увидеть оригинальный знак свободы, подчеркивающий независимость города. Символ представлен в виде высокой каменной колонны, увенчанной флагштоком, на котором четыре столетия развивался белоснежный флаг самостоятельной республики, пока на эти земли не пришел Наполеон.
В небольшой нише одной из четырех сторон граненого столба помещена статуя рыцаря Орландо. Вырезанный в камне страж города, облаченный в рыцарские доспехи и вооруженный мечом и щитом, был установлен перед фасадом церкви святого Влаха еще в начале XV века. История появления фигуры рыцаря в средиземноморском городе достаточно необычна. Дело в том, что поклонение Роланду, или Орландо, характерно для северных европейских стран, но никак не южных. Этот рыцарь — герой древнейшей французской поэмы "Песнь о Роланде". Его именем и названа колонна, которая была создана в результате совместного творчества скульптора Антуна Дубровчанина и знаменитого миланского архитектора Бонино.
По одной из легенд, прославленный воин помог жителям Дубровника в VIII веке отразить нападение мавров, пытавшихся покорить независимый город. Более достоверная версия гласит, что статуя появилась в результате того, что в XV веке республика оказалась под покровительством Сигизмунда, венгро-хорватско-чешского короля. На его родине в графстве Бранденбург статуи Роланду были установлены везде, где только можно. Жители Дубровника решили заслужить симпатию Сигизмунда и возвели на главной площади города колоннаду, посвященную популярному герою.
Колоннада Орландо имеет трехступенчатое основание столба. Эта лесенка стала служить местом провозглашения постановлений Сената. Причем, в зависимости от важности принятых решений, сообщения объявлялись с соответствующей ступени. Средневековый рыцарь стал не просто украшением каменного столба на площади Лужа, его фигура служила жителям Дубровника также в качестве меры. Каждому горожанину было известно, что правая рука воина равна 51 сантиметру, и каждый мог, купив товар у приезжего купца, удостовериться в его честности, приложив приобретенную ткань к руке статуи. Появилась даже местная мера длины, которую называли дубровницкий локоть.
Туристы, посещающие старую часть Дубровника, не могут отказать себе в возможности потрогать знаменитую скульптуру рыцаря. Почему-то фигура Орландо неизменно вызывает потребность прикоснуться к нему, хотя никаких поверий относительно этого не существует.