Небольшая арка перед вами, Статхаудерские ворота, соединяет два района Гааги — Бёйтенхоф и Бинненхоф. Ворота появились в первой половине XVII века и поначалу ими пользовались исключительно гаагские статхаудеры. Дословно с нидерландского это слово означает «держатель места», или городской наместник. Всем остальным жителям и гостям Гааги были доступны другие въезды.
В конце XVIII столетия депутаты высшего органа власти Голландии, Генеральных штатов, постановили открыть Статхаудерские ворота для всех высокопоставленных лиц, по крайней мере, на время проведения в городе различных заседаний и собраний. Однако когда настало время исполнять решение, никто из здешних бюргеров не осмелился воспользоваться Статхаудерскими воротами. Они, как и прежде, отдавали предпочтение воротам Маурица и не сохранившимся до наших дней воротам Спёйпорт.
Однако вскоре нашёлся смельчак, пожелавший стать своего рода первопроходцем. Представитель соседнего города Дордрехта попытался проехать здесь в своей карете, но разгневанные горожане ринулись перекрывать дорогу. Лишь благодаря вмешательству вооружённых всадников он смог спастись от расправы. Остальные депутаты, испугавшись растущей толпы, обратились за помощью к швейцарской армии, славившейся лучшими на тот момент солдатами в Европе, с просьбой навести порядок. Парламентарии намеревались во что бы то ни стало проехать через ворота, чтобы доказать, что городская власть не может стоять выше государственной.
Заседание в тот примечательный день закончили немного раньше, и депутаты из Дордрехта в очередной раз попытались прорваться через толпу, надеясь на помощь швейцарцев. Но те не торопились усмирять собравшихся и спокойно наблюдали, как придворный цирюльник схватил поводья тащившей карету лошади и потянул её назад, к другим воротам. Лишь когда сановники прорвались к Статхаудерским воротам и фактически оказались за пределами района Бинненхоф, швейцарская армия бросилась разгонять недовольных бюргеров.
Позднее цирюльника арестовали и отправили в Тюремную башню. Отец шестерых детей был назван одним из главных зачинщиков своего рода преступления против государства и приговорён к смертной казни. О помиловании мужчины ходатайствовало немало жителей, но суд оставался непреклонным. На поляне возле башни начали сооружать эшафот и собирать здесь гаагский гарнизон, чтобы ничто не могло помешать исполнению приговора.
Спасение пришло с неожиданной стороны. Главные обвинители, те самые чиновники из Дордрехта, обратились к Генеральным штатам с просьбой о помиловании несчастного. Считается, что их испугало напоминание об участи знаменитых братьев Витт, несправедливо обвинённых и растерзанных обезумевшей толпой на глазах сотен свидетелей. Побоявшись мести за возбуждение судебного процесса, депутаты сделали всё возможное, чтобы смертную казнь в итоге заменили пожизненным заключением. Отбывать его цирюльник должен был не в Гааге, а в соседней Гауде. Правда, уже через год его освободили, поскольку в стране была объявлена всеобщая амнистия. А спустя ещё несколько лет Статхаудерские ворота распахнулись для всех желающих.
Надо сказать, что перед вами находится лишь точная копия прежних ворот. Оригинал хранится во дворе Государственного музея в Амстердаме, а нынешние ворота появились в конце XIX столетия. Но, несмотря на свой относительно юный возраст, всё же считаются национальным достоянием Нидерландов.