Вы находитесь на четырёхугольной площади Плейн, что, собственно, и значит «площадь» в переводе с нидерландского. Она была заложена в XVII веке по образцу самой старой площади Парижа – площади Вогезов. Находящаяся рядом со зданиями парламента и правительства площадь давно стала излюбленным местом проведения демонстраций и акций протестов.
В прежние времена попасть в замок Бинненхоф простому люду можно было через Гренадёрские ворота, что располагались рядом с нынешней площадью Плейн. Тогда здесь был разбит окружённый стеной, примыкавшей к крепостной стене Бинненхофа, огород и сады. Его размеры были несколько больше современной площади. Когда в середине XVI века разразилась Восьмидесятилетняя война за независимость Нидерландов, Бинненхоф и окрестности стали приходить в упадок. Неудивительно, что в XVII веке стали всё чаще говорить о застройке территории бывшего огорода. Однако против такого решения выступил правитель города. Ему представлялись роскошные новые площади Парижа, огромные и пустые, окружённые пышными дворцами и особняками знати. Именно так площадь Плейн выглядит и сегодня. Это практически ровный четырёхугольник, обрамлённый домами в стиле некогда модного классицизма.
В центре Плейн в середине XIX века воздвигли памятник королю Вильгельму I Оранскому. Скульптору правитель виделся в плоской шапке и длинной мантии, под которой прятался верный пёс и скрывался меч. По настоянию короля Нидерландов Вильгельма II, вид скульптуры был изменён. С головы исчезла шапка, меч стал более заметен, а собака заняла достойное место у ног хозяина.
Первоначально памятник был повёрнут в сторону замка Бинненхоф. Когда началась реставрация площади, городские власти предложили перенести монумент на более просторную площадь Гааги. Однако королевский двор не проявил заинтересованности, и статую было решено оставить на прежнем месте, развернув её на четверть оборота.
Левой рукой Вильгельм опирается на небольшую колонну, на которой лежит документ. Это напоминание о заключённой Утрехтской унии – союзе северных провинций Нидерландов против испанского владычества. У ног монарха сидит его пёс. Если верить преданию, собака спасла Вильгельму жизнь, начав лаять на приближавшихся заговорщиков, когда хозяин мирно спал.
Постамент с четырёх сторон украшен рельефами. Спереди и сзади выступает текст на латинском и голландском языках, гласящий: «Вильгельму I, принцу Оранскому, отцу Нидерландов, от благодарного народа. 1848-й год». Дата записана римскими цифрами.
По бокам вы видите важные эмблемы Вильгельма: с одной стороны – герб правителя, с другой – гнездо и зимородков. Это довольно знаменитая аллегория на девиз Вильгельма I «Спокоен среди свирепых волн». Птица стремится к гнезду, дрейфующему среди бушующих волн. Считается, что Вильгельм намекал на древнегреческий миф об Алкионе и Кейке, любовь которых сначала разгневала, а потом растрогала богов. Узнав о гибели любимого в морской пучине, Алкиона бросилась в море, после чего сжалившиеся боги превратили супругов в зимородков. С тех пор самка зимородка вьёт гнездо и высиживает птенцов на воде, а хранитель ветров не позволяет волнам подниматься и тревожить её.
Красивая легенда едва ли могла служить главной причиной выбора этой птицы в качестве символа власти. Вероятно, немаловажную роль сыграло то, что расцветка этих птиц напоминает флаг принца Оранского-Нассауского Вильгельма I, в ней преобладают оранжевый, белый и синий.