Мы находимся на Ратушной площади – в сердце гамбургского Старого города. Площадь возникла относительно недавно – в середине XIX века, когда исторический центр города был почти полностью уничтожен пожаром. Это трагическое обстоятельство позволило создать здесь, на берегах канала Малый Альстер, великолепный ансамбль, образцом для которого послужила одна из площадей средневековой Венеции.
Прямо перед собой Вы можете видеть четырехэтажное здание с массивной аркадой в нижнем ярусе и полукруглым фронтоном наверху. Оно появилось здесь незадолго до первой мировой войны и принадлежало гамбургскому отделению Имперского банка – главного финансового института тогдашней Германии.
Роскошное здание банка должно было воплощать в себе всю мощь Германской империи. В медальонах, разместившихся на фасаде дома, Вы и сегодня можете видеть портреты трех немецких императоров, а обрамляющие их скульптуры изображают выдающихся деятелей науки, которые внесли свой вклад в приумножение государственной мощи. При строительстве здания были использованы редкие материалы из разных частей империи, в том числе мрамор, добывавшийся в Того – одной из немногих африканских колоний Германии.
В начале XXI века бывшее банковское здание было передано общественной организации "Форум искусств Герда Буцериуса", и с тех пор здесь регулярно проходят значительные художественные выставки, конференции и семинары, посвященные проблемам культуры и гуманитарных наук. Свои экспонаты для выставок, проводимых в "Форуме искусств", регулярно предоставляют крупнейшие художественные музеи мира – парижский Лувр, лондонская галерея Тейт и Нью-Йоркский музей Метрополитен.
Герд Буцериус, благодаря которому проект получил свое название, был одним из самых известных и успешных издателей Германии. Он пробовал себя и в политике: говорили, что именно ему Бонн был обязан своим статусом временной столицы ФРГ. В памяти немцев Буцериус остался, прежде всего, как многолетний владелец журнала "Цайт" – самого популярного в стране. Имя Буцериуса сегодня носит фонд, курирующий ряд важных образовательных и культурных проектов.
Посмотрев налево, напротив великолепного здания ратуши Вы увидите два высоких металлических шеста, которые установлены на украшенных барельефами бронзовых основаниях. Это - все, что сегодня осталось от гигантской многофигурной скульптурной композиции начала прошлого века. Центральную часть композиции занимал конный монумент первому императору объединенной Германии Вильгельму I. Сегодня эти шесты используются в торжественных случаях для поднятия флагов. Еще один примечательный памятник, установленный несколькими десятилетиями позднее, находится в противоположном конце площади. Он посвящен великому немецкому поэту Генриху Гейне.
Гейне считается одним из трех самых значимых немецких поэтов-классиков, наряду с Гете и Шиллером. Поскольку Гейне был евреем, нацисты, придя к власти, объявили вне закона его произведения, и уничтожали установленные в честь него памятники. Пострадал и монумент на площади Ратушного рынка – после второй мировой войны его пришлось восстанавливать. А вот некоторые стихи Гейне не смогли запретить даже Гитлер и его приспешники – немцы заучивали и исполняли их как народные песни, не называя имени автора.