Перед нами обширная площадь, на которой когда-то находился ипподром. Он занимал огромную территорию размером 140 на 500 метров и мог вместить до 100.000 зрителей. Заложенный римским императором Семптимием Севером еще в начале III века, то есть более чем за сто лет до основания Константинополя, при правлении императора Константина ипподром был существенно расширен и богато украшен.
Беговые дорожки были разделены спиной — возвышением, украшенным различными трофейными колоннами и статуями. К сожалению, от былого великолепия ипподрома сохранилось всего три колонны.
Примерно там, где сейчас стоит круглое здание с зеленой крышей, называемое Немецкий фонтан, раньше находилась высокая стена с 12 воротами. 8 из них служили для входа зрителей на Ипподром, а остальные 4 были карцерами - так назывались стойла для лошадей. Карцеры закрывались железными решетками, которые по сигналу о начале скачек распахивались, и оттуда одновременно вылетали колесницы.
На стене с воротами была установлена бронзовая квадрига - античная колесница, запряженная четверкой лошадей – работы греческого скульптора Лисиппа. В XIII веке город был основательно разграблен крестоносцами и, наряду с другими сокровищами, эта квадрига была вывезена из страны. До сих пор шедевр Лисиппа украшает собор Святого Марка в Венеции. А разве и сами византийцы не поступали таким же образом, свозя со всего света произведения искусства и архитектуры в свою столицу?! Существовало даже такое мнение, что: "Великолепие Константинополя зиждется на разорении других городов".
Внушительных размеров, богато украшенный, ипподром должен был быть еще и комфортным для зрителей. Широкие каменные сидения имели спинки, в проходах размещались лотки для продажи снеди и напитков. Сверху трибуны оборудовали гигантскими козырьками для защиты от солнца. Позаботились и об уборных.
Неудивительно, что пребывание на ипподроме пытались сделать комфортным. Ведь состязание обычно длилось целый день, а всего таких дней бывало до 66 в году. Гонки на колесницах проводились по любому значимому поводу, от восшествия на престол нового императора до визитов в город иностранных делегаций. Но в христианские праздники развлечения на ипподроме были запрещены, так как церковь не давала своего благословения, считая азартные игры пережитками язычества. Несмотря на это, возницы перед забегами ходили в храмы, болельщики давали христианские обеты, команды даже имели свои собственные церкви.
Вообще увлечение бегами было не шуточным, сродни нынешнему футбольному фанатизму. Команды, или как их тогда называли "димы" делились по цветам, всего их было четыре — белые, красные, синие и зеленые. Каждый дим имел свой собственный сектор трибун, свои конюшни, возниц, и даже, как уже упоминалось, свои церкви. В честь любимых возниц слагали стихи, возводили статуи, некоторые богатые горожане вкладывали почти все средства в свою любимую команду. Однако самым главным действующим лицом на скачках всегда оставался император. Если смотреть от входа на ипподром, его ложа, кафисма, находилась в середине левой части трибун и соединяла площадь с Большим Императорским дворцом. Отсюда император мог не только наблюдать за бегами, но и общаться с подданными.
Во все времена ипподром являлся не только местом для проведения спортивных состязаний, но и центром общественной жизни города. Не зря говорили: "Если Собор Святой Софии принадлежал Богу, дворец — Императору, то Ипподром — народу". Изначально построенный для проведения состязаний на колесницах, ипподром со временем превратился в место как народных гуляний, так и народных волнений. Например в VI веке, при правлении императора Юстиниана, тут зародился самый крупный мятеж в истории Константинополя — восстание НИКА. Беспорядки, начавшиеся со столкновения команды "синих" - венетов, и "зеленых" - прасинов, вылились в масштабное противостояние "верхов" и "низов", дошедшее до попытки свержения правящего императора Юстиниана. Бунт был подавлен, но какой ценой! Погибло более 30 тысяч человек, город стоял разрушенным, многие здания сгорели от поджогов, устроенных восставшими. Тогда же основательно пострадала предшественница нынешнего храма Айя-София – Базилика Святой Софии.
С середины XV века, после завоевания Константинополя турками-османами, ипподром теряет свое былое значение и величие, его используют, как манеж для тренировки лошадей и начинают называть Ат Мейданы - Конская площадь. Но это место по-прежнему остается главной общественной площадью города, особенно после постройки здесь мечети Султана Ахмета, которую также называют Голубой. Тут устраивались торжества в честь рождения или свадеб монарших детей, праздничные церемонии по случаю обрезания султанских сыновей, проводились военные парады и народные гуляния. И по сегодняшний день площадь используют для различных общественных мероприятий. А в месяц Рамадан, когда принимать пищу разрешается только после захода солнца, все пространство здесь превращается в огромный пикник под открытым небом.