В центре бывшего ипподрома, а ныне площади Ат Мейданы, можно видеть три монумента, уцелевших с византийских времен. Ближайший от входа, сделанный из цельного куска гранита и огороженный кованной решеткой — это Египетский обелиск — самая древняя достопримечательность города. Когда-то, почти за полторы тысячи лет до нашей эры, он был установлен фараоном Тутмосом III в храме Амона в Фивах и простоял там вплоть до IV века нашей эры пока, вероятно, по приказу императора Константина или его сына Констанция, обелиск не был перевезен в Александрию.
В Александрии каменный столп пролежал несколько десятков лет, и даже служил предметом поклонения местных жителей. Правители Константинополя долгое время не могли придумать способ, чтобы перевезти его в столицу. Лишь в 390 году при правлении императора Феодосия I, монумент удалось переправить через море на специально построенном судне и под руководством префекта города Прокла установить на ипподроме. От имени императора и произошло второе название памятника — обелиск Феодосия.
Предполагают, что изначально гранитный столп был гораздо внушительней, высотой более 30 метров и весом почти 500 тонн. Но во время сложного процесса транспортировки, либо монтажа, громадная монолитная глыба раскололась на две неравные части. В итоге сейчас мы видим большую часть монумента высотой около 20 метров, которая с помощью бронзовых опор установлена на специально изготовленный мраморный постамент.
На гранях обелиска высечены египетские иероглифы. Надпись прославляет верховного бога солнца Амона Ра, возвещает о могуществе и всевластии самого фараона Тутмоса III и его победах. Вот, например, что гласит текст на северо-восточной стороне памятника: "Царь Верхнего и Нижнего Египта Тутмос III, из Восемнадцатой династии, принеся жертвы богу Амону, берет под свою власть все моря и реки при поддержке Гора. Он построил и воздвиг эту колонну в ознаменование тридцатой годовщины своего царствования, и пусть время принесет другие годовщины".
Вообще-то египетские иероглифы научились читать только в XIX веке, а в византийские времена их раз за разом безуспешно пытались расшифровать. И для византийцев главный посыл этих обелисков заключался в том, что они смогли подчинить себе древнюю культуру. Именно в качестве символа римских побед древний обелиск был перенесен в столицу империи. А вот как это произошло, можно разглядеть на мраморном основании монумента. Надпись по-гречески с северо-восточной стороны постамента говорит о том, что: "Четырехугольный столп целую вечность лежал на земле пустой обузой. Один лишь император Феодосий, дерзнувший его поднять, пригласил Прокла — и столь громадный столп вознесся вверх всего за тридцать два дня". А внизу северо-восточной грани можно увидеть сцены установки этого самого столпа. На всех четырех сторонах изображены события происходившие на ипподроме. И конечно центральная и самая высокая фигура, это император Феодосий. Мы можем увидеть, как из своей ложи-кафисмы он в окружении сыновей, ближайших родственников, сановников и охраны наблюдает за бегами, награждает победителей или принимает дары от иностранных послов.
В османское время обелиск казался непонятен и загадочен. Не получалось расшифровать не только египетские письмена, но и значение византийских надписей и рисунков. Некоторые изыскатели думали, что на нем высечены предсказания астрологов, касающиеся событий, которые будут происходить в городе до скончания веков. А высокого человека изображенного на сторонах постамента, то есть императора Феодосия, считали основателем города. Османы прозвали эту достопримечательность дикилиташе, что в переводе с турецкого и означает — обелиск.
Обратите внимание на особое углубленное расположение этой и двух ближайших колонн. Все три ныне огорожены, и, если посмотреть вниз, можно увидеть, что их основания оказались на несколько метров ниже уровня земли. Там и находится истинный «культурный слой» ипподрома, который поднялся на несколько метров из-за того, что при строительстве Голубой мечети землю из-под фундамента не вывозили, а просто ссыпали на свободную часть площади. В середине XIX века на Ат Мейданы были проведены работы по очистке и реставрации, и основания этих колонн стали доступны для осмотра.