Громоздкое и мрачноватое здание мечети Баязида II доминирует над одноименным районом. Огромный религиозный комплекс с двумя минаретами, к которому с главной дороги ведет широкая мраморная лестница, был построен в самом начале XVI века всего за 5 лет и как бы отражает аскетические взгляды и мистическую натуру своего создателя – султана Баязида, прозванного также "Вели" - "Святой". Этот правитель был сыном великого Мехмеда Фатиха – завоевателя Константинополя. Баязид продолжал дело отца по расширению территории Османской империи. Однако, не смотря на успехи в военных операциях, он больше интересовался культурной стороной развития Империи. При нем процветали искусство, архитектура и литература, а к концу жизни, под нажимом своего сына Селима I, Баязид вовсе отказался от трона в пользу наследника.
Сегодня мечеть Баязида II является самой старой из сохранившихся султанских мечетей в Стамбуле. Первой была мечеть Мехмеда Фатиха, но это здание разрушило землетрясение в середине XVIII века. Комплекс Баязида демонстрирует переходный период в османской архитектуре, на которую значительно повлиял облик Святой Софии и других византийских храмов. Османские зодчие того времени не только руководствовались архитектурными принципами византийцев в своей работе, но и беззастенчиво использовали христианские сооружения в качестве строительного материала. Например, внутренний двор мечети оборудован восьмиугольным фонтаном для омовения, купол которого покоится на византийских колоннах. Пол двора выложен порфировыми плитами, по одной из версий сделанными из распиленного императорского саркофага. Галереи внутреннего двора и полукупола мечети тоже опираются на византийские колонны из порфира, мрамора и зеленого змеевика.
Обратите внимание, насколько необычно у этой мечети расположение минаретов – они стоят не по бокам храма или двора, как было принято, а пристроены к прилегающим зданиям и сильно удалены друг от друга. Над созданием мечети трудилось сразу 3 архитектора, и кто из них был главным, так и осталось загадкой. Возможно, поэтому результат оказался столь неоднозначным.
Как и многие султанские мечети, эта представляет собой целый комплекс, включающий в себя мавзолеи, в том числе мавзолей султана Баязида II, хамам, больницу, медресе – школу теологии, имарет - благотворительное учреждение при мечетях, и караван-сарай – постоялый двор. Сейчас в здании караван-сарая и имарета располагается публичная библиотека. А в здании медресе размещен Музей каллиграфии, где собраны рукописи, образцы художественного письма и инструменты, используемые мастерами. Каллиграфия - искусство красивого письма - особо почиталась в Османской империи, так как в связи с исламским запретом изображать людей и животных это был единственный способ украсить текст Корана. Султан Баязид II и сам был большим поклонником этого вида искусства. Также в музее представлены образцы каллиграфических произведений других турецких султанов, увлекавшихся каллиграфией: Абдул-Меджида, Махмуда II и Ахмеда III.