Кафедральный собор Лиссабона, или коротко Сэ, — это старейший храм города и одна из самых больших построек Лиссабона в романском стиле. Сэ — это сокращение словосочетания, которое означает "резиденция епископа". Такие кафедральные соборы есть не только в Лиссабоне, но и в других крупных населённых пунктах Португалии. Интересно, что главный Сэ находится не в столице, а в религиозном центре страны — маленьком городе Брага.
Первый король Португалии Афонсу Энрикиш Великий возвёл Сэ на месте мечети в 1150 году, после изгнания мавров. Храм строился по проекту собора в городе Коимбра. Раньше на этом месте также располагались религиозные сооружения: сначала римский храм, затем христианская церковь вестготов. Первым возглавившим Сэ епископом стал английский крестоносец по имени Гилберт из Гастингса.
Сэ непрерывно страдал от землетрясений. Одно из них полностью разрушило здание в XIV веке. Другому разрушению 1380 года собор обязан появлением сегодняшнего фасада и башенок-близнецов. Конечно, наиболее серьёзно Сэ повредило лиссабонское землетрясение 1755 года. Во время последующего восстановления в декоре собора появились элементы барокко, рококо и неоклассицизма. Однако в XX веке собор решили сделать менее эклектичным, вернуть ему целостность и единообразие оформления. Тогда многие неоклассические элементы были переделаны в готическом стиле. Впрочем, и века назад, и сегодня главное внимание к себе привлекает готическое окно-"роза" на фасаде здания.
Собор очень напоминает крепость. В двух массивных колокольнях есть даже бойницы для стрельбы из лука. Две одинаковые башни по бокам фасада в сложные времена служили наблюдательными пунктами. В нижней части толстых стен нет окон, и это делает собор ещё более неприступным.
Даже внутреннее убранство собора отличается мрачной атмосферой. Во внутренней галерее расположены девять готических часовен. В них похоронены знаменитые португальцы, в в частности король Альфонс IV и его жена Беатрис.
В часовне, что слева от входа в собор, крестили будущего францисканского монаха — святого Антония. На изразцах азулейжуш изображено, как он проповедует рыбам. В соседней часовне привлекает внимание рождественская сцена работы середины XVIII века в стиле барокко, выполненная из пробки, дерева и обожжённой глины. Её автор — знаменитый Жуаким Машаду ди Каштру. Ещё в одной часовне можно рассмотреть литые ворота XIII века. Во время археологических раскопок в галерее были найдены артефакты римской эпохи и более поздних периодов.
В сокровищнице собора хранятся одежды священников, серебро, скульптуры, иллюстрированные рукописи. Но главная драгоценность — это мощи почитаемого в Португалии святого Винсента, или Викентия Сарагосского.
Этот раннехристианский мученик пострадал за свою веру в IV веке. Он был учеником епископа Сарагосы. Люди императора Диоклетиана схватили его, пытали и сожгли, пытаясь заставить отречься от Христа. В 1147 году мощи святого привезли в Лиссабон. По легенде же, в XII веке в одном из рукавов реки Тежу показалась лодка без гребцов и весел, ведомая парой воронов. В ней находилось тело святого Винсента, которого пытали и сожгли заживо арабы. Доведя судно до укрытия, вороны полетели к Лиссабонскому собору и свили гнездо на его башне. С тех пор вороны и лодка являются символами Лиссабона. Говорят, потомки этих двух пернатых жили в монастыре собора до середины XX века.