Банкетный зал

Через квартал от Даунинг-стрит вверх по Уайтхоллу расположен Банкетный зал, единственное здание комплекса дворца Уайтхолл, бывшей резиденции британских монархов, уцелевшее после пожара в конце XVII века.
До этого бедствия дворец Уайтхолл был крупнейшим в Европе, превосходя по масштабам архитектурные шедевры Версаля и Ватикана. Банкетный зал – одно из известнейших творений зодчего Иниго Джонса, выполнен в классическом палладианском стиле. В поисках вдохновения архитектор специально путешествовал по Италии изучая стиль Палладио, в основе которого лежит искусство строителей Древнего Рима и Греции. Банкетный зал использовался как место проведения различных приемов, балов и маскарадов. Изнутри потолок Банкетного зала украшает роспись, восхваляющая божественное происхождение власти короля Якова I, выполненная кистью Рубенса. Оливера Кромвеля, сменившего монарха после Английской революции, возмущало подобное прославление самодержавия, и впоследствии низложенный им король Карл I был обезглавлен именно перед Банкетным залом.
В XVII веке Банкетный зал был известен как место проведения двух интересных церемоний. В частности, именно здесь накануне Страстной Пятницы проходила традиционная церемония омовения ног беднякам действующим сувереном, что сопровождалось раздачей еды, вина, одежды и денег. Позднее эта традиция была отменена: ее заменило дарение специально отчеканенных монет в кожаных кошельках, причем их число равнялось возрасту действующего монарха.
Другой традицией, с которой связан Банкетный зал, является проходившая здесь церемония прикосновения к монарху, что должно было излечивать от золотухи. Раньше считалось, что руки правящего короля или королевы способны исцелить граждан от этого кожного недуга.
Во времена королевы Виктории Банкетный зал был передан Королевскому Объединенному институту оборонных исследований, а затем использовался как музей. Сейчас он открыт для посещения, в нем также проводятся официальные торжественные мероприятия.
Перед Банкетным залом на Уайтхолле стоит памятник английскому фельдмаршалу Дугласу Хейгу. Дизайн памятника всегда вызывал разноречивую оценку критиков. Даже в текущей версии были найдены недостатки: считается, что не совсем верно изображать фельдмаршала в полной парадной форме, но без головного убора.