Белое здание в виде полусферы, расположенное на углу бульвара Сансет и Вайн-стрит, - это кинотеатр “Синерама Доум”. Он был построен в рекордные сроки - всего за 16 недель, и открыт в 1963 году премьерой фильма “Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир”. Фильм так понравился публике, что не сходил с афиш в течение 67 недель.
Открытие кинотеатра было не меньшим событием, чем премьера фильма. Во-первых, “Синерама Доум” был первым кинотеатром, построенным в Голливуде за последние 30 лет. Во-вторых, его форма, дизайн и техническое оснащение - все было необычным и новаторским по тем временам. Строительство обошлось в один миллион долларов.
Автором проекта чудо-кинотеатра было архитектурное бюро “Велтон Бекет энд Ассосиэйтс”. Основатель бюро, архитектор Велтон Бекет спроектировал многие из самых узнаваемых зданий в Лос-Анджелесе, например, кинотеатр “Синерама Доум”, здание студии звукозаписи “Кэпитол Рекордс” на бульваре Голливуд и кампус Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе .
Правда, проект кинотеатра “Синерама Доум” Бекет придумал не с нуля, а взял за основу идеи архитектора по имени Ричард Бакминстер Фуллер. Фуллера всю жизнь занимало не только строительство зданий, но и вопрос, имеет ли человечество шанс выжить на планете Земля и как именно, и своей задачей он видел нахождение способов улучшить жизнь людей. Одно из его изобретений и легло в основу проекта “Синерама Доум”. Это так называемый геодезический купол. Он представляет собой полусферу, собранную из тетраэдров, то есть из многогранников, гранями которых являются четыре треугольника. Геодезический купол получается легким и прочным, а его строительство занимает немного времени.
Заказчиком проекта выступила компания “Синерама”, отсюда и название кинотеатра. Компания занималась производством и установкой системы показа панорамных фильмов. Синерамное кино, которое еще называют панорамным кино, предполагает, что для показа фильмов используется сильно изогнутый экран. Впервые эту технологию применили в 1927 году для съемок и демонстрации французского фильма “Наполеон”. Его снимали одновременно на три пленки, а при показе киноленты создается эффект присутствия: дело в том, что в системе “Синерама” угол горизонтального обзора намного превышает поле зрения человека, поэтому границы экрана почти незаметны.
В США время панорамного кино пришло только в 1950-е годы. Это был период бурного развития телевидения и спада в киноиндустрии: зрители стали делать выбор в пользу домашнего телевизора. Для того, чтобы привлечь публику в кинотеатры, нужно было что-то необычное. Именно в это время инженеры Фред Уоллер и Хазард Ривс придумали систему “Синерама”. Название для новинки было составлено их двух слов - “синема”, то есть “кино”, и “панорама”.
Сначала в кинотеатрах с тремя проекторами “Синерама” показывали документальные фильмы, снятые по системе панорамного кино. Как правило, это были фильмы о путешествия: в середине XX века дальние поездки еще были редкостью и привилегией немногих, поэтому зрители приходили в зал кинотеатра, чтобы попутешествовать виртуально.
Показ фильмов на изогнутым широкоформатном экране производил на публику большое впечатление. Среди таких изумленных зрителей были и будущие звезды кино. Например, актер Кевин Костнер в 1987 году отказался идти в “Синерама Доум” на премьеру своего же фильма “Неприкасаемые”, а все потому, что в детстве он посмотрел в “Синераме” эпический вестерн “Как был завоеван Запад”, снятый в панорамном формате, и был просто поражен. Костнер сомневался, что его работа будет хоть немного соответствовать тем ярким детским впечатлениям.
По иронии судьбы, кинотеатр для показа панорамных фильмов одним из последних появился в Голливуде, и его первый показ стал началом конца эры панорамного кино. Фильм “Это безумный, безумный, безумный, безумный мир” был снят таким образом, что его можно было показывать в кинотеатре “Синерама” при помощи всего одного проектора благодаря тому, что снят он был на кинопленке 70 мм. Для сравнения: стандартным является формат кинопленки 35 мм.
Панорамные технологии просуществовали недолго. Снимать такие фильмы было дорого, а показывать в обычных кинотеатрах невозможно. Широкоформатное кино совершенствовалось, появились другие форматы, в частности, “АйМЭКС”, и система “Синерама” утратила популярность. Однако во время масштабной реконструкции в начале 2000-х годов в “Синерама Доум” наконец-то было установлен современный тройной проектор, и там до сих пор иногда показывают панорамные фильмы. В остальное время тут крутят современные фильмы.
Увидеть знаменитый купол кинотеатра “Синерама Доум” с высоты птичьего полета можно в фильме 1974 года “Землетрясение” c Чарлтоном Хестоном и Авой Гарднер.