Церковь святого Иоанна

В Средние века храм святого Иоанна был одним из четырёх приходских церквей Маастрихта. Основанная в самом начале XIII века и освящённая в честь Иоанна Крестителя, церковь создавалась как дополнительный храм прихода Серватия. Соседняя церковь уже не вмещала прихожан. Её отвели исключительно для духовных лиц и паломников. По субботам накануне Пасхи и праздника Вознесения священники совершали особый крестный ход. В церковь святого Иоанна заносили освящённую в соседнем соборе воду, в это время на башне храма стоял церковный хор и пел псалмы.
Самая первая церковь не сохранилась до наших дней. А ту, что вы видите сегодня, начали возводить в конце XIV столетия в стиле маасской готики. По сравнению с другими областями Европы этот стиль пришёл в регион реки Маас довольно поздно. Зодчие продолжали творить в предшествовавшем ему романском стиле вплоть до середины XIII века. Именно тогда готика постепенно стала входить в моду. Церковь святого Иоанна была одной из первых готических построек Льежской епархии, в ведении которой находился Маастрихт.
Отличительной чертой маасской готики можно считать характерные завершения колонн. Они встречаются исключительно в нидерландских провинциях Лимбург и Северный Брабант. Посмотрите внимательно. На самом верху колонн, стоящих как снаружи, так и внутри здания, можно увидеть гирлянды из листьев кувшинок и ирисов, растущих в форме колец и замыкающихся на самом верху. Колонны чаще всего возводили из известняка, а стены церкви — из известняковой глины. Именно она, в изобилии залегающая в окрестностях Маастрихта, придаёт церкви святого Иоанна желтоватый оттенок. А башня церкви святого Иоанна приобрела свой характерный красный цвет в Средние века. Известняковая глина считалась материалом достаточно мягким и пористым. Чтобы защитить постройку от непогоды и возможных разрушений, её покрыли красной краской.
Башня церкви святого Иоанна высотой семьдесят девять метров появилась в середине XV века. Предыдущая была уничтожена свирепой бурей. На верху первой башни висел тяжёлый колокол. Он ежедневно извещал жителей об открытии и закрытии городских ворот. Подобная практика существовала во всех средневековых городах Европы. Те, у кого не было жилья в черте города, на ночь обязаны были его покинуть. Колокол перенесли в новую башню, но со временем он всё же был утрачен. Во время оккупации Маастрихта немецкими войсками в 1943-м году его похитили. Сегодня на колокольной башне установлен его двойник.
В XVII веке Нидерланды оказались втянутыми в войну с испанцами. Причиной ожесточённой борьбы стала религия. Голландцы поддерживали протестантские идеи, и все церкви на освобождённых от владычества испанцев территориях должны были стать протестантскими. В Маастрихте было заключено уникальное для страны соглашение. Небольшие часовни становились протестантскими, а вот крупным церквям и соборам, позволялось придерживаться старой католической веры. Правда, уже через два года здешние капеллы стали слишком малы для возросшего количества прихожан, и церковь святого Иоанна была передана нидерландской реформатской церкви. Католическую настенную роспись покрыли слоем белой штукатурки. Её удалили лишь во время реставрационных работ в XX столетии.
Соседняя базилика святого Серватия продолжала оставаться в руках католиков. Это нередко приводило к бурным спорам представителей двух религиозных течений. Священники церкви святого Иоанна периодически жаловались на «волчьи танцы». Так они называли колокольный звон базилики, мешавший им проповедовать в своей кирхе.
В настоящее время в церкви святого Иоанна регулярно проходят концерты и ежегодный фестиваль религиозной музыки. В летнее время туристы могут беспрепятственно подняться примерно до середины башни. Оттуда открывается прекрасный вид на город. Интересно посмотреть сверху и на площадь Фрейтхоф. На уровне земли Вы увидите лишь странные бледные жёлто-синие квадратики, сливающиеся в непонятное пятно. Однако с высоты птичьего полёта эти точки превращаются в гигантское трёхмерное изображение золотого ключа, который вставляют в крестообразную замочную скважину небесной двери. Рисунок выбран далеко не случайно. С давних пор именно ключ являлся символом покровителя города — святого Серватия.