Филипп III, который правил в Испании в первой четверти XVII века, был одним из тех королей, которые больше интересовались светской жизнью и охотой, чем управлением государством. С одной стороны, при его правлении Испания достигла максимальной территориальной экспансии. С другой, казне постоянно не хватало денег, поднимались налоги, а герцог Лерма, которого король назначил управлять государственными делами, настолько погряз в коррупции, что дошло до публичного скандала. А это, по тем толерантным к подобным вещам временам, означало, что герцог проворовался настолько, что король уже просто не мог закрывать глаза на проделки своего любимого придворного.
Среди достижений Филиппа III также отмечают рассвет искусств и литературы — при нем, в частности, создали свои самый знаменитые произведения художник Диего Веласкеc, писатели Мигель де Сервантес и Лопе де Вега. Однако вряд ли это можно вписать монарху в заслуги — он, будучи любителем живописи и красного слова, просто не мешал творить людям искусств.
Зато он вошел в историю как один из королей, которые выгоняли из Испании "инородцев". Так, Филипп III подписал знаменитый указ об изгнании морисков, то есть населения с мавританскими корнями, которое, добровольно или под давлением, приняло христианство. Мориски занимались в основном сельским хозяйством и мелким ремеслом, и в результате указа короля почти 300 тыс. работоспособного населения покинуло Испанию. С учетом того, что накануне по стране прокатилась эпидемия чумы, унесшая сотни тысяч жизней, это стало серьезным ударом по экономике — например, после этого многие поля просто пустовали, поскольку некому было их обрабатывать.
Статую, которую можно видеть сейчас на площади, заказали знаменитому итальянскому скульптору Джованни да Болонья, чьи произведения до сих пор украшают Флоренцию и коллекции лучших музеев мира, и преподнесли королю в 1616 году. Долгое время статуя хранилась в Каса де Кампо, загородной охотничьей резиденции королевской семьи, которая находилась в пригороде Мадрида - сейчас это парк в черте города. Но в 1848 году Изабелла II, тогдашняя королева Испании, отдает приказ перенести статую на Пласа Майор.
Так что, в конечно итоге, появление здесь этого монумента — это не столько признание его заслуг, сколько женский каприз, что, впрочем, нисколько не умаляет художественной ценности статуи.
Обратите внимание на пьедестал монумента, где написано: "Королева Изабелла II, по просьбе мэрии города Мадрида, приказала поставить на этом месте статую короля Филиппа III, сына этого города, который возвратил сюда королевский двор в 1602 году и в 1619-м построил эту площадь".
На самом деле, лишь малая часть этого утверждения — правда. Филипп III лишь завершил то, что начал его отец, поэтому вряд ли лавры постройки площади можно приписать исключительно ему. Кроме того, у королевы Изабеллы, наверное, были плохие учителя по истории, потому что королевский двор в Мадрид перенес опять же отец Филиппа III, король Филипп II, и сделал он это намного раньше, в 1561 году.
Единственное, что в этой надписи правда, так это звание "сына города". Филиппа III действительно можно так назвать — он был королем-домоседом. В отличие от своих предшественников и преемников, довольно много разъезжавших по Испании и зарубежью, Филипп III только один раз покинул Мадрид, чтобы побывать в Каталонии и Валенсии.