В самом сердце старого города, Мадрида Габсбургов, находится базилика Сан-Мигель, то есть святого Михаила. Несмотря на свои небольшие размеры, она является одним из самых важных архитектурных сооружений испанского барокко. Собственно, ее можно назвать даже единственной в своем роде — из-за округлой формы, которая весьма необычна для архитектуры страны в целом, а для Мадрида и вовсе уникальна.
На фоне соседних зданий особенно бросается в глаза ее выпуклый фасад, увенчанный двумя башнями со шпилями и фронтоном, то есть навершием фасада, тоже изогнутым. Все это — яркий образец стиля барокко, причем его итальянской разновидности. Фасад декорирован аллегорическими статуями Милосердия, Веры, Надежды и Силы, а в верхней части входной двери можно видеть барельеф, изображающий смерть раннехристианских мучеников Юстуса и Пастора — единственное напоминание о церкви, которая в XIII-XVII веках стояла на этом месте и была посвящена этим святым.
Объяснение тому, как в сердце Мадрида Габсбургов выросла настолько «иностранная» церковь, весьма простое — ее строили итальянские архитекторы Сантьяго Бонавиа и Виргилио Рабальо, нанятые тогдашней женой Филиппа V, итальянкой Изабеллой Фарнезе. Она была второй женой короля и родила ему семерых детей - из них выжили шесть, при этом от первого брака у Филиппа V уже было двое сыновей. Когда в 1727 году у Изабеллы родился очередной сын, которого назвали Луис Антонио, стало понятно, что ему в плане наследования престола ничего не светит – он был четвертым в очереди. Деятельная и поднаторевшая в политических интригах Изабелла стала подыскивать для сына достойное место в жизни, и остановилась на религиозной карьере. Королевский двор Испании вступил в длительные и трудные переговоры с Ватиканом: проблема была в том, что Изабелла не желала ждать совершеннолетия сына, а церковь не могла посвятить в сан несовершеннолетнего мальчика. Королевская воля оказалась тверже, и в 1735 году, когда принцу еще не исполнилось и 8-ми лет, его назначили архиепископом Толедо, а через 6 лет — заодно и Севильи.
Тем временем Изабелла начала строительство церкви, достойной принца, в Мадриде: в 1739 году был заложен первый камень будущей базилики Сан-Мигель. Но храму не суждено было долго служить принцу-кардиналу.
С самого начала Луис Антонио не проявлял никакого рвения в религиозной карьере, более того, его интересы простирались в сфере прямо противоположной: принц обожал светские развлечения — музыку, танцы, охоту и фехтование. Будучи упрямым и последовательным, вопреки воле матери, в возрасте 27 лет, он пишет своему брату и сюзерену Фернанду VI письмо с просьбой позволить оставить церковное служение и вернуться к светской жизни. Король пошел навстречу брату, первоначально сделав все возможное, чтобы ни Луис Антонио, ни его дети не могли претендовать на испанский престол.
Несостоявшийся кардинал обзавелся семьей и доживал свои дни в своеобразной ссылке в небольшом городке в 150 км от Мадрида, а от карьерных перевоплощений инфанта остался великолепный храм. Который, кроме оригинальных архитектурных форм, имеет еще одну особенность. Как видно из названия, это папская базилика, то есть она подчиняется непосредственно Папе римскому. В мире всего 12 церквей с таким статусом, и большая их часть находится в Италии. В Испании папская базилика всего одна — та, которую Вы видите перед собой.