Пласа де ла Вийя — идеальное место для того, чтобы перенестись мысленно на несколько столетий назад. Одна из самых старых площадей Мадрида, она сохранила средневековый шарм, а окружающие ее здания — свой первозданный облик.
До XV века эта площадь называлась Сан-Сальвадор, по одноименной церкви, которая находилась на улице Майор, приблизительно там, где сейчас находится дом № 70. В крытой галерее этой церкви проходили совещания городского совета, что сделало площадь своеобразным форумом, важным местом для жизни города.
Свое нынешнее имя площадь получила в XV веке, когда Мадриду был пожалован статус Нобле и Леаль Вийя, то есть Благородного и Верного города. Верность в данном случае подразумевает лояльность королевской короне, а вийя в средневековой Испании назывались поселения с определенным статусом и правами. Чаще всего это означало, что здесь была своя гражданская и уголовная юрисдикция, жители были свободными людьми, не платившими налоги феодалу, а все дела управлялись городским советом.
Если стать спиной к улице Майор, лицом к памятнику Альваро де Басану, который стоит в центре площади, слева от вас окажется дом с высокой башней. Это — самое старое строение площади, Каса и Торре де лос Луханес, то есть Дом с башней семьи Луханес, построенный в XV веке.
Далее по старшинству идет Каса де Сиснерос, дом семьи Сиснерос, построенный в XVI веке — он стоит прямо напротив. А по правую руку — Каса де ла Вийя, одно из зданий городского совета, или, другими словами, мэрия Мадрида, возведенная в XVII веке.
Повернемся к Дому с башней, принадлежавший семье Луханес. Собственно, в данном случае правильнее говорить «дома», поскольку их несколько, и вместе с башней они составляют единый архитектурный ансамбль.
Самая старая постройка комплекса — башня, ее возведение завершилось в начале XV века, а дом, который как будто прилепился к ней справа, датируется концом того же столетия, что делает этот комплекс одним из самых старых строений города. В первой половине XV века здесь была резиденция Гонзало Гарсиа де Оканья, главного счетовода королевства. В 1450 году дом был куплен камердинером короля по имени Педро де Лухан, и с тех пор принадлежал его семье, от которой и получил свое название.
После смерти последнего носителя фамилии Лухан дом и башня принадлежали разным хозяевам и служили различным целям — например, в XIX веке на башне, как одном из самых высоких строений города в то время, был установлен оптический телеграф - устройство для передачи информации на дальние расстояния при помощи световых сигналов - соединивший Мадрид и Аранхуэс, находящийся в 48 км от него.
Однако более интересную роль башня исполняла в XVI веке: согласно устной традиции и некоторым письменным источникам, именно здесь содержался король Франции Франциск I, ставший пленником испанского короля Карла V после битвы при Павии в 1525 году.
Обратите внимание на железную дверь в арабском стиле, ведущую в башню со стороны улицы Кодо. Если смотреть со стороны площади — это левая боковая стена . По легенде, ее велел проделать Карл V специально для своего французского пленника, который славился гордостью и не желал ни при каких обстоятельствах склонять голову ни перед кем в Испании. Когда Франциск I, отличавшийся высоким ростом, увидел дверь, в которую ему предстояло войти, он якобы повернулся спиной к вошедшему первым Карлу, нагнулся и так и вошел в башню — задом, чтобы не показалось, что француз кланяется испанцу. Находчивость пленного настолько позабавила испанского короля, что он затем не один раз со смехом пересказывал этот случай.