Имя «Дом семьи Сеснерос» по традиции носит дворец, который находится прямо по центру площади Вийя. Его построил в 1537 году архитектор Бенито Хименес де Сиснерос, племянник кардинала Сиснерос. Так уж сложилось, что славу архитектора полностью затмила слава его дяди — главы испанской церкви, одного из самых нетерпимых и кровавых инквизиторов Испании. И это несмотря на то, что семейное имя в камне увековечил именно племянник.
Дворец Сиснерос знакомит нас с еще одним типично архитектурным испанским стилем, называемым платерéско. который занимал господствующее положение в испанской культуре XVI века. Название происходит от слова платеро, что переводится как «серебряных дел мастер», то есть ювелир, и подразумевает тонкое, подобное ювелирному, украшение зданий.
Обратите внимание на фасад дворца, который выходит на площадь. Этот вход — творение начала XX века, его проделали после того, как дворец перешел во владение городского совета, с целью создать единый ансамбль с мэрией — Каса де ла Вийя. К тому же времени относится и арочный проход, соединивший оба здания, но неспециалист ни за что не отличит старые детали здания от новых. Дело в том, что новации были проведены не только с учетом стиля, но и с помощью оригинальных материалов, то есть точно такого же камня, что и много веков назад.
Оригинальный же фасад дворца, не претерпевший, кстати, никаких изменений, кроме небольшой реставрации, находится на противоположной стороне здания и выходит на улицу Сакраменто, которая во времена строительства Дома Сиснерос была главной.
Каса де ла Вийя, двухэтажное здание с четырехугольными башнями по углам, было завершено в 1692 году, и с того момента и до 2008 года служило официальным зданием Городского совета Мадрида. Свой внешний вид здание поменяло только один раз, в 1798 году: к стене, которая выходит на улицу Майор, пристроили галерею с колоннами — оттуда королевская семья наблюдала за религиозными процессиями.
Эту колоннаду можно видеть и сейчас, хотя монархи больше не наблюдают оттуда за церковным ходом. Да и городской совет официально переехал в другое здание, Дворец Коммуникаций на площади Сибелис. А Каса де ла Вийя, продолжая оставаться во владении муниципалитета, используется лишь для торжественных церемоний и приемов.
Никак нельзя обойти вниманием и еще один монумент на площади Вийя — памятник Альваро де Базану, знаменитому испанскому военачальнику, адмиралу, не проигравшему за свою карьеру ни одного сражения. Статую решено было воздвигнуть, чтобы почтить память адмирала в трехсотлетие его кончины, то есть в 1888 году. Однако работы затянулись, и открылась она только в 1891-м.
Скульптор изобразил де Базана одной ногой попирающим турецкий флаг, что символизирует победу над Османским флотом в битве при Лепанто. На груди у него — лента генерал-капитана Армады, левую руку он держит на шпаге, а в правой — бенгала, символ генеральского чина. Сзади на пьедестале можно прочитать эпитафию адмиралу авторства Лопе де Вега.