Площадь Изабеллы II, которую в народе часто называют площадью Оперы — одна из самых красивых и гармоничных площадей столицы Испании, а также одна из недавно отремонтированных. Последняя реконструкция началась в 2008 году и закончилась в 2011-м, позволив мадридцам наконец вздохнуть свободно, поскольку, кроме всего прочего, это еще и важный транспортный узел.
Примечательно, что такую же роль это место исполняло и в средние века — тогда здесь были ворота в оборонной стене города, называемые Вальнаду, а там, где сейчас проходит улица Ареналь, протекал одноименный ручей, создавая естественный ров перед оборонной стеной. Интересно, что остатки оборонных сооружений сохранились в подвале ресторана, который находится по адресу площадь Изабеллы II, дом №3. Однако в целом от стены и венчавших ее башен почти ничего не осталось — по мере заселения этот район "сглаживался".
В 1567 году король Филипп II приказал разобрать и ворота Вальнаду. Это место стало превращаться в площадь, первоначально именуемую Каньос-дель-Пераль, по названию трубопровода, который вел сюда воду от подземного источника в районе Пласа Майор. Он питал построенные здесь общественные бани и публичную прачечную, насчитывавшую 57 труб, то есть 57 мест для стирки. Было здесь и несколько частных водных заведений более высокого ранга, прототипов нынешних СПА.
Источником перестали пользоваться в XVIII веке, и тогда, с упадком "обмывочной" роли площади, встал вопрос о ее реконструкции. Ее начали в XIX веке, когда трубопровод полностью ушел под землю, а на поверхности возводились жилые дома и Королевский театр . В XX веке взоры градостроителей вновь устремились под землю, и под площадью пролегла ветка метро. Однако в память о "водолечебном" прошлом на площади стоит реплика старого фонтана, сделанная из гранита и украшенная изображением ракушки.
Площадь несколько раз меняла имя, пока наконец не стала называться в честь Изабеллы II, которая способствовала ее реконструкции и сделала все, чтобы один из культурных долгостроев столицы — оперный театр — наконец открыл свои двери для публики.
Это случилось 10 октября 1850 года, в день 20-летия королевы, и в тот же год на площади появилась ее статуя, сделанная по заказу Мануэля Лопез-де-Сантаэйя, по слухам — одного из фаворитов Изабеллы. Буквально на следующий день под подножием монумента мадридцы распевали юмористические куплеты, намекая на амурные отношения между заказчиком и моделью. Возможно, это стало одной из причин, почему статую убрали с площади и поставили внутри театра, а на ее место воздвигли аллегорическую скульптуру Комедии.
Вообще об Изабелле II ходило множество сплетен подобного рода, спровоцированных тем, что она долго подыскивала себе мужа, и в конце концов вышла за двоюродного брата, Франсиско де Асис де Бурбон (1822—1902), имевшего репутацию импотента и гомосексуала. У нее было двенадцать беременностей, пятеро из рожденных детей дожили до взрослого возраста, и, хотя все они признаны ее мужем как родные, в народе ходили слухи, что как минимум некоторые из них не от него. Однако опровергнуть или доказать это невозможно, даже если эксгумировать останки, потому что из-за постоянных близкородственных браков в испанской королевской семье ДНК двоюродных брата и сестры почти идентичны.
Кстати, бронзовая королева, которую сейчас можно видеть на площади, вернулась на свое место только в 1905 году, через год после смерти реальной Изабеллы II.