Плаcа-де-Эcпанья, то есть площадь Испании — одна из самых больших в Мадриде. Она относительно новая - ее заложили в 1911 году, а спустя 10 лет здесь появился монумент, посвященный испанскому писателю с мировой славой Мигелю де Сервантесу. Памятник высится в середине площади, окруженный клумбами и фонтанами, и состоит из нескольких скульптурных композиций, в частности, статуи самого писателя и героев его книг. Авторы монумента постарались на славу - из-за многочисленности и сложности образов их работа вполне может служить заданием викторины для знатоков произведений Сервантеса.
Местные жители любят подшутить над туристами, рассказывая, что здесь похоронены дон Кихот и Санчо Панса. Любителям литературы, читавшим роман «Дон Кихот», шутники сообщают, что здесь — могила Сервантеса. Это уже розыгрыш уровня «Клуба знатоков», потому что никто наверняка не знает, где покоятся останки великого писателя. Умер он в Мадриде, и похоронили его, согласно его же воле, в монастыре Босоногих Тринитариев, который находится в центре города. Но затем в монастыре не один раз проводились ремонтные работы, и из-за нерадивости строителей многие могилы оказались без надгробных плит, то есть, анонимными.
Определить среди множества костей те, что принадлежали Сервантесу, не представляется возможным, но историки считают, что останки писателя никогда не покидали монастыря. Впрочем, уверенно утверждать это не берется никто. Примечательно, что подобная посмертная доля постигла многих великих испанцев, например драматурга и поэта Лопе де Вега, его коллегу по перу Тирсо де Молина, художника Диего Веласкеса и других.
Зато памятников Сервантесу в Мадриде несколько, и самый интересный — перед вами. Писателя изобразили сидящим в кресле с книгой в правой руке, в то время как левую, неподвижную после ранения в сражении при Лепанто , он прячет под плащ. Прямо у его ног приветствует гостей города невероятно похожий на своего создателя дон Кихот. Рыцарь едет верхом на Росинанте, а рядом трусит на своем осле его верный оруженосец, Санчо Панса.
Слева и справа — две женские фигуры, две Дульсинеи Тобосских. Слева — как представлялась она дону Кихоту, а справа — крестьянская девушка по имени Альдонса Лоренсо , которая, по мнению Санчо Пансы, и была прообразом Дульсинеи.
Сама она так и не появляется в романе, поэтому вспомним, как описывают ее герои, и оценим юмор авторов скульптур. Вот как представляет даму своего сердца дон Кихот: «Обаяние ее сверхъестественно, ее волосы — золото, чело — Елисейские поля, брови — радуги небесные, очи ее — два солнца, ланиты — розы, уста — кораллы, жемчуг — зубы ее, алебастр — ее шея, мрамор — перси, слоновая кость — ее руки, белизна ее кожи — снег…».
А вот описание от Санчо: «...и могу сказать, что барру она мечет не хуже самого здоровенного парня изо всей нашей деревни. Девка ой-ой-ой, с ней не шути, и швея, и жница, и в дуду игрица, и за себя постоять мастерица, и любой странствующий или только еще собирающийся странствовать рыцарь, коли она согласится стать его возлюбленной, будет за ней, как за каменной стеной. А уж глотка, мать честная, а уж голосина!»
На боковых гранях постамента можно увидеть барельефы, изображающие сцены из других произведений писателя, а с противоположной стороны — скульптуру женщины, сидящей на троне. Это аллегория Литературы, слева от нее находится фигура Мистицизма, а справа — изображение Воинской доблести, отмечающей боевые заслуги Сервантеса. Венчает монумент скульптурная композиция из пяти женских фигур, которые символизируют пять континентов, читающих роман «Дон Кихот». Кстати, известный испанский философ Мигель де Унамуно полагал, что из всех стран мира лучше других понимают великое произведение Сервантеса читатели в Великобритании и в России.