Расположенный на площади Марина-Эспаньола Дворец Сената, элегантное трехэтажное здание в неоклассическом стиле, является резиденцией верхней палаты испанского парламента.
Однако задумывалось это строение с совершенно иной целью — оно было возведено в XVI веке для Колледжа Воплощения Господня , принадлежавшего монашескому ордену августинцев. Колледж входил в состав Королевского монастыря Энкарнасьон, то есть Воплощения Господня, и был его образовательным и культурным центром. В его стенах хранилось множество книг и художественных ценностей, в частности, ретабло работы Эль Греко , оказавшееся самым загадочным произведением этого знаменитого художника.
Ретабло – это типичное для Испании оформление церковного алтаря. Сложная композиция, как правило, от пола до потолка, включающая архитектурный декор, разнообразные скульптурные работы и живописные изображения. Ретабло, хранившееся в Колледже Воплощения Господня, было заказано Эль Греко в конце XVI века, и заплатили за него 63.000 реалов — самый большой гонорар, который художник получал за всю жизнь.
Существуют документы, подтверждающие, что ретабло было завершено за три года, и украшало алтарь церкви Колледжа. Однако не сохранилось никаких данных о том, как именно оно выглядело — после того, как в Мадрид вошли войска Наполеона, церковь и колледж закрыли, алтарь демонтировали, и ретабло превратилось в легенду. Единственное, что от него осталось — шесть гигантских картин, представляющих цикл жизни Иисуса Христа. Считается, что было седьмое изображение, которое бесследно исчезло. Пять из этих картин хранятся в Мадриде, в музее Прадо, шестая — в Румынии, в Национальном музее искусств в Бухаресте.
У здания колледжа бурная биография. Оно пережило несколько перестроек. В 1814-м году, после завершения войны с Францией и изгнания Наполеона, оно стало центром собраний парламента. В последний раз его переделывали в конце XX века, расширив и пристроив новый, полукруглый фасад, который выходит на улицу Байлен, в сторону садов Сабатини. И хотя работ Эль Греко здесь уже нет, в здании Сената хранится интересная коллекция живописи XIX века.
Обратите внимание на памятник, возвышающийся на площади перед Сенатом. Он посвящен Антонио Кановас дель Кастильо — знаменитому политику, консерватору и монархисту, который фактически вернул на испанский трон короля Альфонсо XII, выступив во время революции 1868-74 годов на стороне Бурбонов и против республики. Кастильо считали блестящим политическим деятелем, хотя и критиковали за некоторые реакционные взгляды, в частности, благоволение рабству и ограничение академических свобод. Но, как это ни парадоксально, памятник монархисту стоит перед зданием парламента — как символ истинной демократии.