Пласа-де-Ориенте

Пласа-де-Ориенте находится с восточной стороны Королевского дворца, отсюда, собственно, и ее название — Восточная площадь. С одной стороны она ограничена дворцом, с другой — Королевским театром, с третьей — монастырем Энкарнасьон, у которого, кстати, в свое время экспроприировали огород настоятельницы, чтобы сделать его частью площади.
Ирония в том, что это прекрасное место, где сейчас так любят гулять горожане и гости Мадрида, появилось благодаря одному из самых ненавистных персонажей в истории страны — королю Хосе I Бонапарту, старшему брату Наполеона. Хосе I занимал испанский престол в 1808-1813 годах, и по его приказу в Мадриде было снесено множество старых зданий — француз хотел видеть в средневековой части города больше свободного пространства. Так что монастырю еще повезло, что Хосе I ограничился огородом настоятельницы. Иначе Энкарнасьон мог бы разделить судьбу тех домов, которые сравняли с землей, чтобы построить эту площадь — их было больше полусотни.
Впрочем, Хосе I лишь начал строительство, а завершенный вид это место получило спустя почти полвека, когда закончились работы по установке гигантской конной статуи короля Филиппа IV, окруженной клумбами, фонтанами и небольшими прудами. Кроме того, площадь украшают 20 статуй из известняка, представляющих местных королей, начиная от вестготов и заканчивая монархами первых испанских королевств, которые принимали участие в Реконкисте. Эти скульптуры — часть большого проекта по увековечиванию в камне всех испанских монархов.
Конная статуя Филиппа IV, сложный монумент высотой 12 метров — не только доминанта площади, но и настоящий художественный и инженерный шедевр. Обратите внимание на бронзовую скульптуру, венчающую памятник: ее сделал выдающий итальянский скульптор Пьетро Такка в XVII веке, используя дизайн Диего Веласкеса и технические расчеты Галилео Галилея. Казалось бы, нужны ли три гения с мировыми именами, чтобы изваять короля на лошади? Дело в том, что это была первая в мире статуя, в которой конь поднимается на дыбы. Кажется, что у нее только две точки опоры, хотя на самом деле их три — это не заметно с первого взгляда, но третьей служит хвост лошади. Понадобился инженерный талант Галилея, чтобы правильно распределить вес, найти баланс и не позволить статуе заваливаться. А единственной причиной, почему бронзовый конь Филиппа IV должен был стоять на двух ногах, стало желание короля превзойти конную статую его отца, Филиппа III, которая ныне стоит на Пласа-Майор.
Кроме собственно фигуры короля, который повернут спиной ко дворцу и смотрит на театр, обращают на себя внимание и другие элементы памятника. Так, конного монарха охраняют четыре бронзовых льва, расположившиеся по углам пьедестала, а спереди и сзади находятся фонтаны с аллегорическими скульптурами, символизирующими ближайшие реки. Фигура со стороны, обращенной к театру, посвящена реке Харама — она протекает недалеко от городка Барахас, где сейчас находится аэропорт столицы Испании.
Со стороны, обращенной к дворцу, находится другой фонтан, и его венчает фигура, символизирующая реку Мансанарес, которая протекает через Мадрид недалеко от Королевского дворца. Кстати, в некоторых источниках встречается информация о том, что Мадрид — единственная в Европе столица, не стоящая на реке. Как видите, это не соответствует действительности — хотя в средние века русло Мансанарес еще не пролегало непосредственно в черте города, но первая крепость на этом месте была построена именно рядом с рекой.