Величественные Ворота Толедо, которые возвышаются посреди одноименного дорожного кольца — одно из самых популярных туристических мест Мадрида.
Раньше, вплоть до XV столетия, ворота с таким же названием были частью городской стены - через них проходила дорога, ведущая в Толедо. В XVII веке, при строительстве нового защитного укрепления, их перенесли на нынешнюю улицу Толедо, а сооружение, которое Вы видите сейчас, появилось в середине XIX века.
По сути это триумфальная арка в честь возвращения на престол испанской монархической династии Бурбонов в лице Фердинанда VII после завершения наполеоновских войн и свержения брата Наполеона Хосе I. Над центральной аркой можно прочитать надпись на латыни, которая переводится так: «Фердинанду VII Желанному, отцу нации, отвоевавшему свои земли и избавившему народ от узурпации французов. Мэрия Мадрида посвящает этот монумент верности, триумфу и радости. Год 1827.».
Некоторые критики считали сооружение слишком массивным и тяжелым - о воротах даже сложили сатирические куплеты, называя их «каменным слоном, перекормленным булыжниками». Однако антипатия к постройке вызвана скорее не ее эстетическими качествами, а дурными воспоминаниями об этом месте, связанными с противоречивой историей страны.
Дело в том, что проект строительства Пуэрта-де-Толедо был разработан еще при Хосе I Бонапарте, и тогда же у будущих ворот в качестве «капсулы времени», закопали сундук с различными вещами — монетами той эпохи, книгами об истории и памятниках Мадрида, календарями и французской Конституцией. Несколько лет спустя, когда Хосе I изгнали, капсулу выкопали и заменили ее содержимое на теперь уже испанскую Конституцию 1812 года и медали с изображением Фердинанда VII. А когда этот король отменил Конституцию, он велел изъять ее текст из-под ворот, положив на его место альманахи тех лет. Ну и в конце концов, неприязнь к воротам у мадридцев вызывает и тот факт, что в конце XIX столетия сюда были перенесены публичные наказания, которые до этого проводились на площади Себада.
Обратите внимание на центральную арку ворот: она увенчана сложной двусторонней скульптурной композицией. Со стороны, обращенной на юг, размещается аллегорическая фигура Испании. В правой руке у нее копье, в левой — щит с гербом. Опирается она на два полушария, что должно было символизировать заокеанские владения испанской короны. Однако в результате получилось несколько иронично, поскольку именно во время правления Фердинанда VII, то есть когда строили эти ворота, Испания лишилась большей части своих южноамериканских владений в результате революции под предводительством Симона Боливара. Внизу и слева от Испании находится изображение женщины с мальчиком, олицетворяющее провинции страны, а справа — аллегория искусств, представленная еще одной женской фигурой. По другую сторону от этой композиции, с северной стороны ворот двое младенцев поддерживают герб Мадрида — на нем изображены символы города, медведь и земляничное дерево. А над боковыми арками скульпторы изобразили символические военные трофеи — в знак победы над французами.