Памятник величайшему представителю эпохи Возрождения, живописцу, скульптору, музыканту, анатому, математику, инженеру, писателю и изобретателю Леонардо да Винчи пользуется особой популярностью в городе. На миланском диалекте он называется "Он литер ин куаттер", то есть литр на четверых. На самом деле, если чуть отойти и взглянуть на скульптурный комплекс, покажется, что статуя Леонардо - это бутылка вина, а стоящие под ним фигуры его помощников - четыре стакана.
Автор памятника - миланский скульптор Пьетро Маньи. Монумент установлен на новой Площади делла Скала, возле Галереи Виктора Эммануила Второго в 1872 году. Статуи пяти мужчин сделаны из каррарского мрамора, а пьедестал построен из гранита. Помимо Леонардо, мы видим его подмастерьев Марко д-Оджоно, Андреа Салайно, Чезаре да Сесто и Джован Антонио Болтраффио.
Леонардо да Винчи, крупнейшая фигура итальянского Высокого Возрождения – прекрасный пример универсального человека, обладателя многоликого таланта. Появился на свет он неподалеку от Флоренции, в небольшом городке Винчи - отсюда и его имя. Леонардо был сыном зажиточного нотариуса и крестьянки. Многие биографы считают, что внебрачным. С малых лет он воспитывался отцом. После переезда во Флоренцию Леонардо работал подмастерьем в мастерской Андреа дель Верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода. Через несколько лет у да Винчи появилась собственная мастерская. Буквально с первых полотен он заявил о себе как великий живописец, а дальнейшее творчество лишь увеличивало его славу.
Леонардо Да Винчи провел 18 лет в Милане, и многие искусствоведы считают, что это был самый плодотворный период в его творческой жизни. Мастер прибыл в город в 1482-м году в качестве "культурного посла". Правитель Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный хотел построить дружеские отношения с миланским герцогом Лодовико Сфорца, и послал тридцатилетнего гения украсить его владения. Леонардо сразу полюбил Милан, почувствовав в нем больше свободы и возможностей для развития. Он предоставил Лодовико проекты по строению военных аппаратов, архитектурных объектов, водопроводных систем, а также и эскизы картин и скульптур. Его первой картиной в Милане стала "Дева Мария в скалах", написанная для Братства Церкви Франциска Великого. Сегодня это полотно висит в Лувре, в Париже.
Миланскому периоду также принадлежат "Мадонна Литта", хранящаяся в петербургском Эрмитаже, "Портрет Музыканта", висящий в миланской Пинакотеке Амброзиана, "Прекрасная Ферроньера", вошедшая в коллекцию Лувра. На картине "Дама с горностаем" Леонардо изобразил любовницу Лодовико, Чечилию Галлерани. Ходили слухи об интимной связи художника и Чечилии. Они встретились в замке Сфорца в 1489 году , где он начал писать её портрет. Знатная дама приглашала художника на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки; Чечилия лично председательствовала на этих встречах.
У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося словами: "Возлюбленная моя богиня…"
Леонардо давно мечтал построить самую высокую конную статую в мире. Этим проектом должен был стать бронзовый памятник Франческо Сфорца, отцу Лодовико. Скульптура предполагалась более семи метров высотой. Лодовико был в восторге от идеи, однако некстати разгорелась война с французским королем Карлом VIII, и вся бронза в городе ушла на создание пушек и других военных орудий.
После этой неудачи Леонардо разочаровался и собирался покинуть Милан. Но скоро он получил новый заказ и создал самое известное произведение своего миланского периода - фреску "Тайная вечеря". Картина была написана для доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие. Над ней мастер работал три года. "Тайная вечеря" да Винчи до сих пор считается самым известным изображением новозаветной истории.
Когда в конце 1499 года французы завоевали Милан и герцог Лодовико Сфорца попал в плен, Леонардо начал скитаться по Италии, принимая заказы почти от всех правителей того времени. Последние годы своей жизни он провел на службе у французского короля Франциска Первого, и скончался в городке Амбуаз, в луарской долине.
Помимо произведений, являющихся общепризнанными шедеврами, да Винчи оставил после себя порядка семи тысяч рисунков и листов с записями. После смерти мастера они были сведены в несколько трактатов, дающих представление о гении Леонардо да Винчи. Ему принадлежит заслуга многочисленных открытий в области теории искусства, механики, естественных наук, математики. Леонардо да Винчи стал воплощением идеала итальянского Ренессанса и последующими поколениями воспринимался как своеобразный символ творческих устремлений, присущих тому времени.