Перед нами творение итальянского архитектора, мастера эпохи Возрождения – Рудольфо Фиораванти. Успенский собор был возведён в 1479 году, и на протяжении многих веков оставался главным храмом страны. Здесь проходили коронации всех русских правителей, принимали сан патриархи и митрополиты.
Возведение Успенского собора непосредственно связано со становлением русского государства. В средние века страну раздирали междоусобные войны, князья силой и хитростью пытались добиться у иноземных захватчиков, ханов Золотой орды, власти над своими соседями. Глава русской православной церкви, митрополит Пётр, был вынужден переезжать из города в город, из княжества в княжество, пока не остановил свой выбор на Москве. Чувствуя приближающуюся кончину, он попросил московского князя Ивана Калиту выстроить в Кремле каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая издревле считалась покровительницей Руси. При этом митрополит предсказал, что с постройкой Успенского собора Московское княжество начнёт крепнуть и собирать вокруг себя русские земли. Не дожив до освящения собора, Пётр был захоронен в каменной могиле, которую он собственными руками устроил в стене строящейся святыни. Предсказание его в скором времени начало сбываться: впоследствии у могилы митрополита в Успенском соборе русские князья стали присягать на верность великому князю Московскому.
В конце XV века собор разрушился, не выдержав землетрясения. Для возведения нового, на Русь был приглашён итальянский архитектор и инженер Рудольфо Фиораванти, получивший за свой гений прозвище Аристотель. Выстроенный им храм соединил в себе черты итальянского Возрождения и традиции Владимиро- Суздальского зодчества. В Успенском соборе разместилась кафедра митрополита - все главы русской православной церкви начинали своё служение в его стенах, а затем, вплоть до XVII века, обретали вечный покой в местном некрополе.
В главном соборе страны проходили обряды избрания великих московских князей. Здесь же прошла церемония коронации первого русского правителя, присвоившего себе титул “царь” - Ивана Грозного. С тех пор все русские цари, а затем и императоры обретали свои законные полномочия под сводами Успенского собора. Эту традицию не изменил даже перенос столицы в Санкт-Петербург.
Успенский собор является памятником мирового искусства и входит в список охранных объектов ЮНЕСКО.
Над южными и северными воротами в храм находятся фрески XVI века. Южный портал, увенчанный фреской Владимирской Богоматери и фигурами шести святителей- основателей великих русских монастырей, в давние времена предназначался для входа царей и императоров, северный же - для входа митрополитов и патриархов.
В настоящее время вход в собор осуществляется с западной стороны. Настенная роспись, которая украшает внутреннее пространство храма, относится к середине XVII века. Сохранились здесь и более ранние фрески знаменитого русского иконописца Дионисия - последователя Андрея Рублёва. Их можно увидеть на алтарной преграде.
Великим сокровищем Успенского собора является уникальная и одна из самых крупных в мире коллекций икон XII - XVII веков.
Успенский собор- это душа Кремля. По удивительному стечению обстоятельств, его не тронули годы и неурядицы, и в настоящее время он является самой древней сохранившейся постройкой Москвы.